Пять часов вечера. Солнце целенаправленно клонилось к закату, и нам оставалось всего пара часов до сумерек, может, чуть больше. Слишком много времени мы потеряли при распределении мест – пассажиров оказалось на три человека больше, чем планировалось. Кабины обоих автомобилей были рассчитаны на пятерых, включая водителя. То есть, после смерти Бахрома, у нас было одно свободное место, с учётом двух бойцов, охраняющих груз снаружи. В УАЗике имелись два откидных сидения возле столика в задней части кабины. И одного парня я предполагал пересадить на борт, где стало посвободнее после передачи части боеприпасов. В итоге пришлось пробовать разные комбинации.
Вариант втиснуть в кузова четверых человек из моего отряда, чтобы освободить сиденья троим буквально свалившимся на голову подросткам – не прошёл. Один боец упорно не помещался, доспехи всё-таки изрядно увеличивают объём, занимаемый телом в пространстве. Нет, влезть они все могли, но эффективно стрелять уже были бы неспособны, не имея возможности развернуться или вскинуть оружие так, чтобы никого не задеть.
Укладывать груз более компактно просто не было времени. В итоге решение пришло само. Юные чкаловцы, пока мы решали проблему размещения, уселись на задние сидения в Киа. И я заметил, что туда прекрасно влезет ещё кто-нибудь схожей с ними комплекции. Взгляд остановился на Алёне и уже через несколько минут водители заводили моторы.
Никите и сидевшему рядом с ним Матвею можно было только посочувствовать. Всё то время, что мы двигались вдоль железки, поминутно сверяясь со схемой и высматривая нужный вагон, подростки не умолкали ни на минуту, делясь впечатлениями. Я их отчётливо слышал через постоянно включенные динамики громкой связи, но лишь фоном, что раздражало, но не выводило из себя. Причём Алёна, хоть и была лет на восемь старше их, тоже щебетала вовсю. Болтать девчонкам не мешали даже противогазы, кажется, им даже нравилось, как гулко звучат их голоса из-под резины. Иначе с чего бы они так часто покатывались от хохота?
Наконец, когда проехали добрую половину длинной улицы, нужный вагон был найден, и, как только я озвучил приметы, парни ринулись к нему, выпрыгивая из кузовов чуть ли не на ходу. Вскоре в эфир посыпались марки металла, количество пачек и листов. Титана там было две небольших стопки, ОТ4, то есть опытный титан с примесью алюминия, и ВТ6, сверхпрочный. Листов по шестнадцать в обмотке. Каждая пачка около ста шестидесяти килограммов. Снова заперев вагон, титан перенесли к каравану и погрузили в УАЗик на ребро у борта. Там заранее оставили немного места, поставив на бок деревянные поддоны. Теперь их просто сбросили на асфальт.
Дорога была изрядно загромождена брошенными автомобилями. В том числе несколькими крупнотоннажными самосвалами, которые пришлось объезжать по грунтовой полосе, протянувшейся вдоль проезжей части. По мере продвижения вперёд составляли планы расчистки улицы. Ориентировались так, чтобы потратить минимум времени, если вдруг придётся спешить на выручку дружественному анклаву.
При этом нужно было управиться предельно быстро и имеющимися силами, чтобы уложиться в один световой день. Ведь каждый выход на поверхность – это немалый расход дезинфицирующих средств. Когда я прикидывал, как стаскивать с дороги корпуса легковых автомобилей, поскольку на автобусы и грузовики мы не замахивались, услышал в динамике голос Арсена:
– Старшой, за нами наблюдают.
– Откуда? – я открыл дверцу, встал на подножку грузовичка и начал осматривать окрестности.
Всё это время мы двигались вдоль частного сектора, опустевшие дома стояли как слева, прямо возле проезжей части, так и справа, за рельсами железной дороги. И только далеко впереди улица упиралась в девятиэтажки. «Слева за домами четырёхэтажное здание», – раздался голос в динамике. Словно осматривая улицу, я скользнул взглядом в указанном направлении, куда уходил, плавно изгибаясь, довольно широкий проезд.
Из-за крыш одноэтажных домов и деревьев едва виднелась четырёхскатная кровля, как мне помнилось, школы. В обращённом к нам чердачном оконном треугольнике что-то поблёскивало. Света от солнца почти не было из-за облачности, но стёкла, хоть и тускло, бликовали при движении. Как и полированный металл. В данном случае я склонялся к тому, что это оптика, тем более что Арсен заявил о наблюдении.
– Хрен с ними, пусть смотрят, не жалко, лишь бы не через прицел снайперки. Всё равно мы не полезем туда выяснять, кто такой любопытный. Поэтому давайте-ка двигаться дальше. Солнце уже низко.
Добравшись до спального района, застроенного высотными домами, возле которого протянулась улица Ашрафи, поперечная нашему движению, мы остановились, решая, какой маршрут выбрать. Направо проезжая часть была плотно забита машинами. Крыши и заборы вдоль дороги были облеплены странными гнёздами, сделанными явно из полусгнивших обрывков ткани. Возможно, это была одежда тех, кто погиб в этом месте пять лет назад от отравляющих веществ. С места на место перелетали птицы. А может ещё кто, контуры силуэтов были незнакомы, да и размеры явно превышали даже вороньи. Знакомиться с этим царством крылатых у меня желания не было, поэтому осталось два варианта.
Чуть правее в глубину частного сектора уходил широкий проезд, который, как я помнил по изученным вдоль и поперёк картам района, вёл к нашей промзоне. Но среди домов и проложенных сквозь жилую зону железнодорожных путей можно было легко свернуть не там, где нужно, и элементарно заблудиться. Нет, в любом случае, придерживаясь определённого направления, мы рано или поздно выехали бы к убежищу, но потеряли бы уйму времени.
Поэтому разведку сектора частной застройки решили отложить, и проехать хорошо известной мне дорогой налево, мимо котельной и прилегающего к ней гаражного кооператива. К тому же там можно было разжиться парой лебёдок, без которых двигать автомобили просто немыслимая задача. Свернув в нужном направлении, караван остановился на Т-образном перекрёстке.
Здесь когда-то произошла грандиозная авария. Большой трёхдверный автобус поворачивал с поперечной улицы в сторону Чкалова. Видимо, водитель спешил в укрытие, когда в него врезался грузовик, явно набравший хорошую скорость на основной дороге. Капот многотонного бортового ГАЗа, гружёного кирпичами, промял автобусный салон на добрый метр.
Никто из нас не захотел посмотреть, что стало с пассажирами, которым всё равно уже давно нельзя помочь. В грузовик ударились несколько легковушек, между которыми затесался смятый мотоцикл. Некоторые машины полностью выгорели, другие – частично. Страшная летопись гибели города, написанная битым металлом и кровью на строчках улиц.
Повернули налево, на улицу Слонима, и снова притормозили, на этот раз возле гаражного хозяйства. Нам нужен был внедорожник, причём именно такой, на котором выезжают за город. Владелец его наверняка позаботился о средстве для извлечения автомобиля из глубокой грязи. Двинулись в гаражи группой из шести бойцов, три опытных и столько же новиков, которые, впрочем, уже прошли боевое крещение.
Остальных оставили охранять караван. На этот раз сторожевой отряд не прохлаждался, а занял круговую оборону. В сектора обстрела попали окна ближайших девятиэтажек, дворы и сходящиеся на перекрёстке улицы. Мы же медленно шли между покосившихся створок открытых ворот. Первый ряд составили я, Арсен и Матвей, замыкающими стали Лексей, Олим. Шестым был Славик, один из молодых ребят, влившихся когда-то в отряд. Он шагал в центре и в задачу его входило вскрывать гаражи.
Начали от самого въезда на территорию кооператива. Ворота распахивались с натужным скрипом, петли давно прихватило ржавчиной. С окрестных крыш от этих звуков взлетали стайки птиц. Или это всё-таки были не пернатые? Уж очень летучих мышей напоминали. Но днём? Впрочем, нет, птицы были, но уж больно крупные. Вот одна из них пролетела над соседним рядом гаражей и можно было сказать совершенно точно, что по размерам она не уступает степному орлу.
В этот момент вверх взметнулось гибкое и очень крупное кошачье тело, и вцепилось в широкое крыло. Шерсть и перья смешались в отчаянной схватке на пологой крыше, но из-за невысоких гребней металлических кровель метнулись новые четвероногие бойцы. Уже через несколько секунд охота увенчалась успехом и была отпразднована кровавой трапезой.
Всё это наблюдали мы впятером, стоя в заслоне полукругом, чтобы проще было прикрывать ковыряющегося в замках Славика. Немного шокированные произошедшим у нас на глазах действом, мы забыли о нём. А вот он старательно выполнял возложенную на него задачу, причём, чтобы быстрее проводить осмотр, начал взламывать сразу по два гаража. И решил открывать один за другим, что и сделал за нашими спинами, пока мы отвлеклись.
Протяжный скрип мгновенно привлёк внимание хищников. Причём не только тех, кто только что раздирали «птичку». Сразу из нескольких проездов между рядами показались представители семейства кошачьих. Именно так, поскольку это были уже не те городские кошки, которых я привык видеть когда-то на улицах и мусорках. Размером они были с русского спаниеля, да и зубки имели соответствующие.
Коты и кошки выходили в центральный проезд и разглядывали нас с некоторым раздражением. Как я понял, им не нравились резкие звуки, возможно, они мирно спали, пока мы не вторглись в их царство. Теперь мы стояли на территории хищников и в нас могли увидеть тех, кто покушается на чужие владения. А убивать этих животных я не хотел. Всегда любил кошек, как и собак, и ничего с этим не мог поделать. Поэтому я тихо сказал бойцам:
– Медленно. Очень медленно начинаем двигаться к воротам. Агрессию не выказывать, резких движений не делать. Просто отходим.
Славик воспринял всё очень буквально и начал отходить назад. То есть пятиться. И это дало вполне ожидаемый результат: он налетел стальной спиной на распахнутую створку гаража. Гулкий звук столкновения двух металлических поверхностей. Следом грохот удара ворот об открытую створку соседнего блока. И в завершение на потрескавшийся асфальт со звоном падает прислонённая там же алебарда. Занавес, аплодисменты.
Я действительно чуть не похлопал Славику. Это ж надо так умудриться. Но было не до того, поскольку вокруг взвыли десятки кошачьих. Из их глоток вырывалось какое-то непередаваемое утробное рычание. А потом началось движение всей этой дикой орущей стаи в нашу сторону. Отовсюду, изо всех щелей. И я видел только один путь.
– Все в гараж! Быстро!
Отличительной чертой этого ряда, от всех прочих, было разделение на отдельные блоки при помощи крупноячеистой сетки. То есть, это был классический кооперативный вариант, который строился планово. Такие же ряды были по всему периметру хозяйства. Дальше по всей территории стояли самодельные разнотипные конструкции. Но мне не было до них никакого дела.
Мы ворвались в открытый гараж и зафиксировали изнутри ворота подобранной в углу монтировкой, просунув через скобы ручек. Впрочем, открыть створки никто не пытался, животные уже через минуту были в соседнем взломанном ранее блоке, и рычали на нас через сетку, время от времени пробуя на прочность её ячейки. С десяток хищников бегали по крыше, сотрясая листы металла. Парни потянулись к автоматам, но сводить ситуацию к бойне не хотелось:
– Не стоит. Стреляя одиночными, мы будем возиться до поздней ночи, а очереди повредят сетку и кошки ворвутся сюда. В тесном пространстве отбиться будет практически нереально, мелким же хищникам места предостаточно. К тому же, чтобы уничтожить местную стаю, мы сожжём весь боезапас, а патроны нынче дефицит. Поэтому просто поищем выход. Доставайте фонари, осмотримся, что ли. И, да, кстати. Славик, ты балбес. Вернёмся – будешь две недели безвылазно в зале торчать вместе с новичками, делая перерыв только на сон и перекус.
С учётом ржавеющей в гараже Волги шестерым латникам оставалось довольно мало места. Однако все умудрились разбрестись по разным углам, чтобы поковыряться в хламе. Конечно, что могло, уже сгнило, а всё остальное либо заржавело, либо было покрыто коркой из смазки и пыли. Арсен посветил в соседний закрытый блок, затем через крышу стоявшего там автомобиля в следующий. На сколько хватало длины луча. Подошёл ближе к сетке и начал пристально вглядываться, после чего громкая связь передала всем его возглас:
– Мужики, а вот и внедорожник. В четвёртом отсюда гараже.
– Не добежим, – задумчиво пробормотал стоявший возле ворот Олим.
Створки периодически вздрагивали и раздавался скрежет металла. Хотелось надеяться, что когти, издающие этот очень характерный звук, не снимают стружку со стальных листов. Путь был только один. Проволока сетки достаточно проржавела, и, хотя и была ещё прочной, сильным ударам вполне могла поддаться. Правда, на мечи полагаться не стоило, как и на алебарды. Первые не помогут из-за довольно слабого рубящего удара, а древковым не размахнёшься в тесном пространстве. Топоры были только у двоих, точнее, у Лексея за спиной висел бердыш, но довольно короткий. И моя секира. Шансы справиться с сеткой имелись, и немалые. Правда, это варварство по отношению к тщательно правленым лезвиям, но невелика плата.
– Бегать не будем. Как кто-то где-то сказал: не бегай от смерти, умрёшь уставший. Но мы собираемся ещё пожить, и вообще, это не наш случай. Раз нет другого выхода, сделаем его сами. Лёха, доставай бердыш. Нам нужно вон в тот гараж, действуй.
Лексей ухватился за короткую толстую рукоять, задумчиво простучал какой-то ритм по полумесяцу лезвия, разглядывая блок, еле освещённый конусом света. Потом зачем-то попинал сетку и с хеканьем резко махнул бердышом. Звякнули несколько проволочек, разрываясь, и образовалась небольшая брешь. В полуметре на подёрнутое ржавчиной ячеистое препятствие с силой опустилась моя секира. Ещё один звяк, новая дыра, и вся сетка, раскачиваясь и сотрясаясь, рухнула на стоявшую в соседнем гараже легковушку.
Пока мы оторопело разглядывали сваренную из узких уголков раму, в динамиках раздалось хихиканье Матвея. Потом к нему присоединился несмелый смех Славика, и вот уже все согнулись от хохота. Были в нём и разрядка от испытанного всеми нервного напряжения, и просто радость, что первый шаг к решению проблемы сделан. Обойдя накрытую сеткой машину, мы приступили к прорубанию следующего препятствия, на которое пришлось потратить чуть больше времени и сил.
Держалась вторая перегородка не в пример крепче. Каждый наш успех сопровождался дребезгом, после которого вопли снаружи заметно усиливались. Это меня беспокоило, поскольку на кошачий ор в гаражи могли сунуться парни из охранения. Конечно, должна быть очень веская причина, чтобы они оставили караван без прикрытия, но всё же вероятность была, поэтому следовало поторопиться. Удары секирой стали чаще, бердыш тоже начал врубаться в проволоку интенсивнее. Третий блок прошли, четвёртый встретил нас мощным УАЗом «Патриот Спорт».
Лебёдка вполне ожидаемо обнаружилась в относительно небольшом багажном отделении. Там же лежал мангал для шашлыка с солидной связкой шампуров, капроновый спальный мешок, туристическая газовая печь и инфракрасный обогреватель для палатки. А вот самой палатки не оказалось, о чём, впрочем, никто не жалел. Всех куда больше интересовало, как выбираться из заблокированного котами гаражного комплекса. Матвей задумчиво осмотрел вседорожник и поскрёб латной перчаткой купол шлема. Мысль его читалась даже сквозь забрало шлема:
– Можно было бы попробовать завести этот тарантас. Но все водители при караване. Лично я ни сном, ни духом, как и что нажимать.
Арсен и я развели руками практически одновременно. В теории я знал, что надо повернуть ключ зажигания, нажать на сцепление, переключить рычаг скоростей и выжать газ. Или что-то в этом роде. Но где какая педаль, и в какое положение переставить рычаг коробки передач – это был тёмный лес. Лексей с Олимом также помотали головами. А вот Славик с любопытством заглянул в салон. Сунул руку, сжимавшую нож, под рулевое колесо, выломал там какую-то панель и вытащил пучок проводов. Потом начал их пристально разглядывать. Все с недоумением наблюдали за ним. Парень оглянулся и смущённо пробормотал:
– Приятель как-то показывал, как заводить машину, если ключ потерял. Он тогда как раз и потерял его, на пляже, во время отдыха возле озера километрах в восьмидесяти от города.
Соединив несколько проводков, парень попытался что-то замкнуть касанием, потом ещё несколько раз. Озадаченно постояв, полез в мотор, куда все с интересом заглянули. Слава потрогал колпачки на контактах аккумулятора, пошевелил подсоединённые к ним провода, потом с досадой стукнул кулаком по радиатору со словами: «Аккумулятор сел», и сам уселся на капот, захлопнув крышку. Воцарилось молчание.
Я обдумывал сказанное и вспоминал, как у меня ещё до Катастрофы случился переразряд батареи в КПК и он категорически отказывался её определять. Соответственно, зарядка штатным образом не начиналась. И я, поискав в интернете, нашёл интересный способ. Соединил двумя проводками аккумуляторы от КПК и полностью заряженного телефона, и оставил на полчаса. Потом вставил батарею в наладонник, и тот, о чудо, увидел все показатели, и даже небольшое пополнение ёмкости отметил.
– Слав, а если подключить другой аккумулятор к севшему?
– Можно. Ему чуть-чуть надо, чтобы искру дал. Только где другой возьмёшь, чтобы «прикурить»? Тут у всех тачек одна и та же беда.
– А если от фонаря? Там большой аккумулятор, тяжеленный, с приличной ёмкостью.
– Север! Пойдёт! Давайте фонарь! – Поколдовав с проводами, включая и найденные среди инструментов с «крокодилами» зажимов, Славик удовлетворённо отошёл от машины и размял поясницу. – Всё, народ, отдыхаем минут сорок. Эх, колёса у авто совсем спущенные, придётся на голых дисках колесить. Но завести и вырулить я смогу, у двоих друзей машины были и за городом они мне несколько уроков давали.
Терпения проштрафившегося и уже реабилитировавшегося новика хватило на полчаса. Взгромоздившись на место водителя, что выглядело довольно странно при латном доспехе, Славик снова соединил проводки. Раздался жужжащий звук, он всё тянулся и тянулся, и когда казалось, что вот-вот оборвётся, двигатель, фыркнув, заворчал. Все быстро полезли в УАЗ, причём одному пришлось втиснуться в багажник. Затем наш водитель любительского класса сделал плавное движение ногами, выжимая рычаг вперёд, и автомобиль медленно тронулся с места…
– Ааа, дерьмо! Ворота! Заперты ж снаружи!
– Пофиг, давай задний ход до упора и сразу рви на полный вперёд.
Славик выжал педаль, судорожно сдвинул рычаг на коробке передач назад и Уазик, резко притормозив, попятился. Задний бампер с грохотом впечатался в гаражный верстак. Затем новые манипуляции со сцеплением и переключением скоростей, после чего двигатель взвыл намного утробнее котов. Автомобиль влетел в створки ворот, вышибая замок. Стальной прямоугольник и подкова дужки мелькнули перед лобовым стеклом.
Я отопления наблюдал, как металлическая конструкция летит в скопление оккупировавших проезд хищников. Кошки прыснули врассыпную под радостные крики бойцов, а Славик уже отчаянно выкручивал баранку, чтобы не врезаться в гаражи напротив. Вседорожник, бодро грохоча дисками, перемалывающими каучук камер и шин о рассыпающийся асфальт, помчался к выезду с территории. Преследовать нас не стали.
Охранение отреагировало на появление неопознанного объекта по всем правилам, направив стволы в нашу сторону. Благо, Арсен приоткрыл дверцу и высунулся, маша рукой. Как оказалось, мы вырвались из осады вовремя, родители и Галина Карловна так извелись, что поминутно дёргали оставшихся у каравана бойцов. Ребята уже собирались отправить двоих на разведку, выяснить, почему мы так задерживаемся и что там за вопли. Неизвестно, чем это обернулось бы, но определённо ничем хорошим.
УАЗ Патриот припарковали на обочине, очистив багажник. Прощаясь с ним, каждый из участвовавших в вылазке подошёл и похлопал с благодарностью по капоту или крыше. Затем загрузились в машины. Устраиваясь поудобнее на сиденье, я успокоил родителей, объяснив концерт брачными играми кошек и разборками между самцами. Парни благоразумно мне поддакивали.
До конца улицы доехали без происшествий, потом повернули уже на нашу, ведущую к убежищу. Миновали пожарную часть, где погиб Рамиль, потом слева промелькнули ворота кондитерской фабрики. Во дворе паслось целое стадо осликов, а в окне мы заметили фигуру охранника, который махнул нам рукой. Подозреваю, что это был Саид-ака со своим древним охотничьим карамультуком. Вскоре мы уже хлопали дверцами, покидая грузовички, въехавшие в цех, отведённый под гараж.
Дружно принялись выгружать всё, что привезли, перекладывать на тележки и бегать с ними до административного корпуса и обратно. Перед входом всё ещё фонило, поэтому делали рывок вдоль стены, закатывали тележку по специально уложенным сходням в фойе, и там разгружали. Родителей и молодёжь отвели туда сразу, оставив рядом двоих новиков для охраны. Верхний этаж давно не осматривали, и там могла появиться живность.
Вскоре вся добыча была перенесена через тамбур в дезинфекционную. Часть бойцов остались проводить санитарную обработку, а другие вместе с грузчиками, отряжёнными кладовщиками, перетаскивали очищенное на склады. Родителей после помывки, в том числе и в душевых, с которых началась экскурсия по убежищу, я отвёл в нашу комнатку. Жена укладывала маленькую Алёнку спать, и поэтому пропустила всю суету у тамбура.
Родня набилась в крошечный жилой блок, выражая восторги от встречи. Малышка, явно обрадовавшись тому, что спать уже не надо, с удовольствием посидела у всех на руках, по очереди. Алеся, наобнимавшись со своей мамой и сестрой, прижалась ко мне и счастливо вздохнула. Я выполнил своё обещание в очередной раз – вернулся живой и здоровый. И привёз тех, с кем мы ждали встречи более пяти лет.
Потом начались хлопоты по обустройству прибывших. Для мамы с папой и Галины Карловны с дочерью уже были подготовлены топчаны. Всё как положено, с освещением, вентиляцией, застеленной постелью. А вот нежданным переселенцам место не предусмотрели. Однако сложностей особых не было. Девочек взяли в оборот кладовщицы, выделив им широкую полку стеллажа на складе, в блоке, где хранилось постельное бельё. Парня же поместили в соседний зал. Ему тоже выделили комплект из матраса, простыни и подушки. Но укладываться бывшему чкаловцу пришлось на рядом с рулонами полотна для зарядки фильтров.
Потом все, кто участвовал в походе, собрались в столовой. Нам накрыли довольно богатый стол и команда заняла места на скамьях. Все жители бомбоубежища сразу поняли, что снова произошло страшное, что снова поверхность забрала жизнь одного из нас. Бахром был слишком заметным, чтобы его отсутствие осталось без внимания. В итоге не понадобилось ничего объявлять, все, кто не валился с ног после трудового дня или не спал между сменами, собрались вместе с нами помянуть погибшего бойца.
Открыли несколько бутылок вина из сделанных когда-то запасов. Кто-то из ребят предпочёл бы водку, но её держали больше в медицинских целях. Подняли бокалы, молча постояли минуту, сели, выпили, а потом заговорили. Рассказывали всё, что касалось Ниязова, разные случаи из его жизни в убежище. Я и те, кто знал его ещё до Катастрофы, вспоминали далёкое и ещё мирное прошлое мастеровитого ратника.
Потом, наскоро поужинав, все разошлись спать. Той ночью постель Бахрома пустовала, её не предложили даже новичку, это казалось кощунством по отношению к погибшему. Хотя бы один день его место не мог занять никто. А в наших сердцах его место будет навсегда. Мы с Алесей ещё долго шептались, она упорно выпытывала у меня подробности о путешествии, о том, как погиб Бахром и нельзя ли было его спасти.
Пришлось рассказывать предельно честно, непонятно, каким образом, но жена всегда догадывалась, когда я пытаюсь скрыть от неё правду. В итоге я сначала напугал её рассказом о чумовых. Потом Алесю ужаснула страшная смерть бойца. Она с интересом выслушала о собаках и поддержала мою идею наведаться к ним и попробовать наладить контакт. Но больше всего она радовалась, что теперь её родные рядом. То же самое испытывал и я. Даже глубоко под землёй можно ощущать тепло и уют, если рядом с тобой близкие люди.
|
Статус: Опубликовано Рейтинг книги:
|