«Безысходность»
Рецензия на «МУОС. Чистилище» Захара Петрова
На начало этого романа я набрёл очень давно, ещё когда в серии, если не ошибаюсь, и десяти книг не было. Конечно, первую часть, сам «МУОС», я прочитал тоже одной из первых. Очень хотелось узнать, что произошло в Беларуси, на моей исторической родине. И вот, спустя кучу лет, Захар дописал и выложил продолжение полностью.
Учитывая, что от «Чистилища» я давным-давно прочитал разве что одну или две главы, представлять мне было нечего. И потому наивно лелеял надежду, что роман, вслед за дебютным, увидит свет. Но дочитав до последней страницы, понял, что надеждам моим сбыться не удастся. Как минимум, «Чистилищу» в рамках «Вселенной Метро 2033» путь заказан. Действие начинается примерно в 2049 году и растягивается в основной его части лет на десять-пятнадцать. А эпилог, или «вместоэпиложье», уходит ещё дальше.
В результате получилась полновесная постъядерная антиутопия, и гораздо мрачнее романа «1984» Джорджа Оруэлла и фильма «Эквилибриум», действие которых также разворачивается после ядерной войны. Мы вновь оказались в тяжёлом мире Муоса, но теперь это не разделённый на несколько вполне конкретных обществ подземный город, а почти единое государство с сухим названием Республика, плюс есть где-то независимые поселения, есть диггеры и лесники, ленточники-недобитки… Республика являет собой модель национал-социалистического тоталитарного государства, с экспансистской жёсткой политикой. Я в ней увидел одновременно саму Беларусь, а так же Третий Рейх и Советский Союз в связке со странами ОВД. До поры до времени эта основная сила в Муосе кажется вполне хорошим и милым образованием, с верой, культурой, обычаями, медициной и прочими необходимыми атрибутами. И вот, в ещё благополучные времена, через пятнадцать с половиной лет после Великого (Последнего) Боя, начинается история становления личности Веры Пруднич.
Насколько известно об авторе «Чистилища», сам он являлся в прошлом следователем. Да и сейчас работает по смежной специальности, вроде как. Отношение к своим бывшим коллегам из будущего абсолютно понятное: это не обычные люди, а чуть ли не супермены, лишённые имён, подобно Захару Петрову, имя которого тоже хранится в строжайшей тайне. И это самые справедливые и честные служители Закона, которые когда-либо могли существовать. Первый раз с муосовскими следователями мы встречаемся в первой главе, и знакомимся с тем, кто позже нам будет известен под кодовым наименованием Второй следователь, а позже и Начсот. Личность его так и осталась не раскрытой. Мне даже кажется, что Второго следователя Захар писал с самого себя.
Другое дело Вера Пруднич. Её история нам подаётся открыто и полноценно. Нам рассказывается о знакомстве её родителей, участии одного из них — ясное дело, отца — в Последнем Бою, о рождении старшего брата, о самой Вере и немного — о её младшей сестре. Рассказывается о поселении Мегабанк, откуда родом наша главная героиня. И о том, что случилось с ним. Вера остаётся совершенно одна, главные впечатления у которой — перешедшая в стан врага тётя Нина и самосуд следователя и убров над группой чистильщиков. Неудивительно, что ей самой захотелось стать служительницей Закона.
Дальше начинается путь её восхождения до заветной цели. Для этого ей приходится стать диггером, войти в Ударный Батальон Республики, поступить в Университет на офицера, а потом попасть в келью, где готовят следователей. Но и на этом её приключения не кончаются! В амплуа и убра, и следователя девушка сталкивается с новыми ужасами Муоса и несправедливостью, поддерживаемой Республикой, разочаровывается во власти, находит любовь — учёного, верящего в собственную теорию Краха.
Угадайте, что ближе к финалу происходит? Во-во. Крах. Он самый! Типичное и даже ожидаемое для антиутопий «хуже ещё будет, будет!» наступает в сложный период жизни Веры. И без того часто хотелось влезть в этот мрачный мир и накричать на всех: «Опомнитесь, люди, вы что, идиоты, так поступать?!» Правда, меня б скорее грохнули из арбалета (ввиду полнейшего отсутствия огнестрельного оружия, даже упоминаний в тексте). Ну, или мечом зарубили…
После Краха казалось бы, какой смысл продолжать историю следователей? Но нет, они по-прежнему вершат правосудие «именем Республики!» и убивают главных врагов несуществующего более государства. Вера же тем временем оставляет свою вообще-то пожизненную работу и просто помогает любимому с трудом его жизни — книгой-самоучителем «Начала», способной сделать из дикаря Человека. Делает она это в Резервации, где обитают мавры — мулаты из Америки. С отношением к ним непонятно: Захар пишет о расизме в Муосе, причём и белом, и чёрном, но сострадает в равной степени обеим расам (хотя в книге можно выделить по меньшей мере ещё одну…). Что не мешает ему показывать всю гадость человеческой души вне зависимости от цвета кожи.
Я тут мимоходом другие расы упомянул, так вот, думаю, стоит немного развить тему. Имел в виду лесников — тех самых, которые первыми и встретились (если правильно помню) уновцам в «МУОСе». По сути, это дикари-мутанты, но небольшое усилие, и они могут поумнеть. Но веду я сейчас речь не о расовых предпочтениях автора, и не о возможности развить мозг дикаря до цивилизованного состояния. Меня интересуют сами мутанты. В «Чистилище» их совсем немного. По крайней мере, оно подаётся именно как книга о людях, а не об отстреливании порождений ядерной войны. Хотя не без того…
Мало в романе места отведено и национальному языку. Его у нас представляют, в первую очередь, только Саха и Паха. Остальные же герои разговаривают только на русском, а белорусский язык многих персонажей почему-то удивляет. Уж не знаю, с чем это связано — с тем, что русский язык вполне официальный в Беларуси или с тем, чтобы читателю проще было воспринимать текст… Но одно дело, когда герои говорят на русском по прихоти переводчика, а другое — когда иностранцы (относительно страны, где происходит действие) начинают говорить на своём языке, и их не понимают. В «Чистилище» иностранцами с натяжкой можно назвать только мавров, но и те мешают английский язык с русским! Хотелось бы узнать у Захара, почему он уменьшил носителей основного языка Беларуси до минимума…
Несмотря на обилие смертей, крови, жестокости и атмосферы настоящей безысходности, «Чистилище» оставило очень хорошее впечатление. Думаю, автору стоит найти ей издателя. В той же серии «Апокалиптика», если она ещё не закрылась, например. Потому что такой роман, в котором есть что-то от «Города Эмбер: Побег» Джин Дюпро, «1984» Джорджа Оруэлла и который мог бы стать связующим звеном между «Вселенной Метро 2033» и авторской серией Руслана Мельникова «Terra Mutantica», обязан выйти на бумаге!