Абсолютно все фанаты отрицательно отнеслись к действительно долгожданному продолжению любимейшего Метро 2033. Их можно понять: многообразие станций и образов первой части, простенький, но замечательно поданный сюжет, обилие рассказов и легенд. А вот, спустя несколько лет фанаты получили... что же они получили?
Для меня не имеют значения оценки критиков и мнения фанатов первой книги, потому выскажу лишь, какое впечатление произвела книга на меня.
Она не хуже и не лучше М33.
Она другая.
Читатели, удивляясь тому, как изменились Глуховский и его метро со времён первой части, забывают, что он изначально не ставил целью написать второй том обзорной экскурсии по Московским станциям. И, в принципе, поступил совершенно верно: сосредотачиваться на мелких островках жизни и их историях будут фанфикеры поменьше, иного класса и культурного слоя.
Глуховского же интересовало совсем другое - люди.
И свою вторую и, думаю, последнюю собственную книгу вселенной он полностью посвятил им. Действительно, даже если судить исключительно по статистике, становится очевидно, что писатель полностью сменил направление: в оригинале М33 счёт тех же станций шёл десятками, а о героях...
Здесь же того самого Метро Глуховского, так завлёкшего некогда тысячи и даже, судя по обещаниям официального фан-сайта, миллионы фанатов с пол-мира, нет. И что ещё интереснее, автор не обыденно растерял талант или забыл свою вселенную - он изначально писал совершенно другую книгу. И она берёт за душу гораздо сильнее оригинала...
Как было сказано выше, непререкаемый интерес и внимание Глуховский уделил характерам. Именно на них построено повествование, именно благодаря им оно кажется таким неординарным и необычным, хотя сюжет, казалось бы, перекочевал из боевиков 80-х. Обойдёмся без спойлеров, но действительно: тонущая в прямом и переносном смысле станция-изгой, очередная зараза, "наступившая с тылу", три человека, которые должны быть где угодно, только не здесь. И даже эпичному спасению мира (или метро, что равноценно) на страницах нашлось место.
Писатель и не пытался выдумать что-то сверхоригинальное, не в том была его задача. Вспомнить тот же LOST: так же вполне примитивная завязка выигрывает за счёт умелого повествования и множества участников, игр со временем и воспоминаниями, необходимостью принимать решения основываясь лишь на простейших чувствах и инстинктах...
Впрочем, мы отвлеклись.
Если в М33 проблема морального выбора была "постольку - поскольку", мол, ну не может же человек полностью одичать и тому подобное, то здесь это не просто «налево пойдёшь - плохим станешь, направо - канонизируют». У Глуховского получилось создать настоящих людей, а не картонных болванчиков с тремя чертами (об этом также смотрите в соседней теме). Ты чувствуешь, что это не просто герои "на сейчас", у них было "вчера", они были молодыми, жили другой жизнью до катастрофы, мыслили, любили... Даже в замечательной первой книге подобные ощущения отсутствовали полностью - речь шла только о "сегодня, и никогда". Ты веришь, что это действительно живые существа, что даже девочка, всю жизнь наблюдавшая четыре потемневшие стены, для которой чайный пакетик (вдумайтесь!) стал окном и последним взглядом на уходящий мир - не созданный прихотливым писателем персонаж, а Человек. Таким мог быть ты, могла быть она...
Сказать, что продолжение гораздо мрачнее оригинала - значит не сказать ничего.
Вспомните, даже невероятно ужасные события первой книги - расстрел фашистами слабоумного внучка, например - конечно, вызывали у читателя жалость и сострадание, но никаких особых эмоций вы не испытывали - это было само собой разумеющееся, мол, а чего ещё вы ждали от одичавшего постъядерного общества, чаю с плюшками? Здесь же даже вполне скромные по меркам первой книги и в масштабах метро события у читателя создают ощущения совершенно другие. Борьба Хантера с собой: если бы в первой части Глуховский ввёл этакого двуликого, вы бы максимум посмеялись. Нет, ну серьёзно, автор описывает эпичную борьбу души с плотью, человека с машиной, дьявола с богом, если хотите.
В книге же читатель всё понимает, сопереживает, он действительно видит - это происходит. И, волей-неволей, по-настоящему сочувствует рухнувшему (вспомните его же в первых главах М33 - уверенный, решительный боец) сталкеру. Мы так до конца и не понимаем, что же произошло, не знаем, промыли ли герою мозги или он правда увидел себя. Но от недосказанности эффект страха и сожаления лишь нагнетается.
Герои. Они великолепны. Даже Рэдрик Шухов уступает им по проработанности образа.
Разбирать каждого в деталях мучительно и не имеет смысла. Одно лишь то, что я увидел в них людей, а не деревянных солдатиков "на один с половиной бой", совершенно меняет моё мнение о Глуховском как фантасте и авторе.
Да, идеальных произведений не бывает; да, недостатки есть и здесь; да, размер внушительный, вступление раскручено, а развязка и кульминация наступают слишком скоро и практически на соседних страницах; да, стиль всё так же обыкновенен, а словарный запас оставляет желать лучшего; да, в конце концов, фанаты ждали совсем другого: жаждали эпичности и масштабности, а получили духовность и... искренность; и даже да, сильнейшая атмосфера книги - вовсе не та, что была в первом романе да, это чистой фантастикой под лозунгом М33 назвать не получается; да...
Эта работа не Метро 2033. Она не хуже и не лучше.
Она другая.
Исход: для меня - лучшая книга Глуховского как автора и человека, эталон и даже новое слово в редком жанре реалистичной фантастики, человечная и чувственная исповедь. Оценку по какой угодно шкале ставить невозможно, это не шедевр, но неогранённый алмаз современной мировой фантастики. Своего читателя книга нашла, и она ещё получит признание. Думаю, писатель закончил с вселенной Метро, передав в наследство юному поколению.
Изменено:
Андрей Волков - 20.10.2010 02:32:09