РУСТ ПЕРЕСЕКАЕТ ГОСГРАНИЦУ
Утром 28 мая 1987 г. в аэропорту Маальме, близ Хельсинки, Матиас Руст подготовил к вылету свой моноплан Cessna-172R, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.
В 13.10, получив разрешение, Матиас произвел взлет и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета Руст доложил диспетчеру, что на борту у него порядок и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета. На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки-Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат г. Кохтла-Ярве с его дымами, которые видны за 100 километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Матиас лег на «боевой курс». Погода на этом участке полета была благоприятной: облачность - слоисто-кучевая, 4-5 баллов; ветер - северо-западный, 5-10 метров в секунду; видимость - не менее 15-20 километров. Так начиналась первая фаза полета нарушителя госграницы.
Некоторое время Руст строго выдерживал курс по радиомаяку, навигационная станция которого располагалась в районе Хельсинки. Далее весь полет осуществлялся по показаниям магнитного компаса и визуальным сличениям объектов, которые заранее были нанесены на карту. Главными ориентирами были обозначены: Чудское озеро; озеро Ильмень; озеро Селигер; железнодорожный путь Ржев - Москва.
При таких протяженных ориентирах заблудиться просто трудно.
Органами контроля и управления воздушным движением Финляндии было зафиксировано изменение эшелона полета самолета Матиаса Руста и отклонение от установленного маршрута. Поскольку это создавало угрозу безопасности полетов в данном районе, диспетчер запросил (по радио) борт Руста. Попытки связаться с пилотом окончились неудачно.
Вскоре самолет Руста пропал на всех экранах радаров системы наблюдения в 40 км от береговой черты над водами Финского залива. Уже через 30 минут в район предполагаемого падения самолета были направлены поисковый вертолет и два патрульных катера, были обнаружены некоторые предметы и небольшое масляное пятно. Предположительно был сделан вывод, что самолет упал в воду и нужны были дополнительные силы и средства, чтобы достоверно в этом убедиться (спустя несколько месяцев служба спасения Финляндии выставит Русту к оплате счет в 120 тыс. долл. США за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы).
В 14.10 над территориальными водами Советского Союза дежурной РЛС радиолокационной роты, дислоцировавшейся близ эстонского поселка Локса, был обнаружен неопознанный легкомоторный самолет, который приближался к береговой черте.
Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил капитану Осипову, дежурившему на пункте управления подразделения. Потом отметку от «Цессны" Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский. Информация через командный пункт радиотехнического полка была выдана на вышестоящий командный пункт.
Расчет командного пункта 14 дивизии ПВО (дислокация командного пункта – вблизи г. Таллин) приступил к уточнению и анализу воздушной обстановки. Однако выдачу информации "наверх" задержали минут на пятнадцать, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель порядка использования воздушного пространства. Тем более, что курс самолета Матиаса Руста практически совпадал с направлением оживленной воздушной трассы Хельсинки-Москва, где в верхних эшелонах воздушного пространства находилось несколько самолетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории - разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее 10 легкомоторных самолетов самой различной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания (впрочем, ситуация с тех пор в этом отношении не улучшилась). На командные пункты частей и дежурных подразделений 14 дивизии ПВО были вызваны смены усиления.
Уже на этом этапе начали проявляться последствия расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны. Раньше непременным условием функционирования системы ПВО было наличие прямых и надежных каналов связи с гражданскими диспетчерами системы управления воздушным движением. Информация по целям на вышестоящие командные пункты выдавалась практически с первой засечки. Теперь вместо прямых каналов связи существовала сеть коммутаторов, которая буквально "съедала" драгоценное время. Был нарушен и "святой принцип границы" немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации. Шутливое обиходное название этот принцип ВОДКА (включиться, обнаружить, доложить, контролировать, анализировать) отнюдь не предполагает шуток с его исполнением.
Действия оперативного дежурного командного пункта 14 дивизии ПВО отчетливо свидетельствовали о том, что за пять лет пребывания 14 д ПВО в составе Прибалтийского военного округа оперативным составом были утрачены необходимые знания и навыки работы боевых расчетов в экстремальных условиях, которые отрабатывались годами постоянной учебы и тренировок. И в данный момент (28 мая 1987 г.) уровень подготовки расчетов не соответствовал условиям складывающейся воздушной обстановки. Этот печальный факт породил в дальнейшем цепную реакцию серьезных ошибок на других уровнях управления.
В течение 19 минут боевой расчет 14 дивизии ПВО безуспешно пытался разобраться в складывающейся воздушной обстановке, а самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.27 командир 656 истребительного авиационного полка (г. Тапа), оценив складывающуюся обстановку, своим решением поднял в воздух из состава дежурного звена (4 самолета) пару истребителей МиГ-23 с задачей одному из них перекрыть госграницу, другому - визуально опознать нарушителя режима полетов. И здесь вновь произошла потеря времени, т.к. требовалось согласовать с диспетчерами системы управления воздушным движением допуск истребителя в район поиска, поскольку действия дежурных сил ПВО осуществлялись в зоне воздушной трассы.
В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14 дивизии ПВО принял решение о присвоении нарушителю "боевого номера" 8255 и выдаче информации на командный пункт 6 отдельной армии ПВО (КП – в районе города Ленинград).
Так на командном пункте 6-й отдельной армии ПВО появилась информация о цели 8255.
В 14.30 по маршруту полета самолета «Cessna-172R» погода резко ухудшилась. Усилился ветер, нижний край сплошной облачности опустился до 70-100 метров, видимость упала до 600-700 метров, местами начал моросить дождь. Матиас принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла ст. Дно. В этом направлении видимость была лучше. В ходе этого маневра, произошел срыв сопровождения воздушной цели (это случилось всего через минуту после получения первых данных о ней на командном пункте 6-й ОА ПВО). Однако трасса в автоматизированной системе управления продолжала существовать.
Сделаю небольшое отступление, но тем не менее оно необходимо.
В соответствии с алгоритмами функционирования система поддерживает (пролонгирует) трассу, ее номер и все параметры движения (курс, высоту, скорость) в течение почти двух минут. И если хотя бы одно донесение о цели поступает в этом временном интервале, сопровождение цели не прерывается.
Утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО - 14 дивизии ПВО и 54 корпуса ПВО (КП – в районе города Ленинград). Дело в том, что слаженность расчетов командных пунктов при передаче сопровождения воздушных целей на стыках границ районов ответственности, играет важную, если не решающую роль. В 14.31 цель снова появилась на экранах радаров одной из радиолокационных рот, но уже в 20 км к западу от прежнего маршрута цели 8255 на предельно малой высоте (мы помним, что Руст изменил курс и высоту полета). Это затрудняло ее устойчивое наблюдение. Информацию по ней решили не выдавать, чтобы ни вносить помех в сложную и без того обстановку. Тем более, цель выходила из района ответственности ответственности соединения ПВО и входила в район ответственности соседнего соединения.
Изменено:
Злой Бобр - 10.11.2010 01:02:17