|
"Сказки апокалипсиса"
Какие они, сказки 2033 года? О чем? Кто их герои? Сколько в них вымысла, а сколько — самой что ни на есть правды? Сильно ли изменились истории, которые родители на станциях метро и в подземных бункерах рассказывают на ночь детям, а взрослые — друг другу?
Мнение Артура Хмелевского!
Сообщений: 2525
Регистрация: 30.03.2011
|
О многом уже говорилось применительно к книге Виктора Лебедева. И повторяться я не хочу. Мне хотелось бы отметить еще два момента. Первый – у Виктора отлично получается нагнетать атмосферу ужаса. Описывать живущий своей жизнью ночной Царицынский лес. И второй – тут возможны СПОЙЛЕРЫ: хотелось бы сказать несколько слов о бородатом Пал Палыче, которого встречают путники на территории воинской части.
Пришедшие не сразу понимают, что единственный выживший слегка не в себе. Что тому виной – стал ли он свидетелем трагедии или дошел до жизни такой от одиночества, сказать трудно. И лишь один из группы знал его когда-то — еще нормальным. И теперь с ужасом ждет – а вдруг к безумцу вернется память?
И некоторое время мы вместе с ним слушаем речи бородатого – и начинаем сомневаться, а вправду ли он так безумен, как на первый взгляд кажется? В его словах то и дело проскальзывает какой-то тайный смысл. А может, он просто притворяется?
Я считаю, что этот персонаж — большая удача автора. Виктор вообще отличается вниманием к деталям. Может, кто-то из героев второго плана и промелькнул слишком быстро, но вот Пал Палыч читателю точно запомнится. Его бессвязная речь, с одной стороны, похожа на болтовню безумца, который ни на чем не может долго сосредоточиться и в мозгу которого возникают самые причудливые ассоциации. С другой – то и дело проскальзывают в его словах словно бы какие-то двусмысленные намеки, заставляющие одного из прибывших испуганно вздрагивать.
Хотелось бы, чтоб этот персонаж получил развитие в следующем романе. А если в планы автора это не входит, то может быть, в новой книге появится кто-нибудь такой же неоднозначный.
|
|
|
Сообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Бояться нормально»
Рецензия на «Метро 2033: Рождённые ползать» Виктора Лебедева
В игре «Кто хочет стать миллионером?» есть понятие несгораемых сумм. Если переложить его на реалии книжного проекта, получится забавная вещь. Как только достигается то или иное примечательное значение (десять, двадцать пять, пятьдесят и т.д.), повсюду начинают кричать об этом. Мол, смотрите, мы сделали это! А вот вопрос: а получится ли сделать ещё столько же? Хотя бы на том же уровне?
Впрочем, речь пойдёт совершенно не о чиселках и достижениях серии. Хоть «Рождённые ползать» идут под интересным номером «полсотни», ничем особенным книга не выделяется на фоне предыдущих. Вернее, она не выглядит написанной специально под книжный юбилей, да, собственно, и не мог автор догадываться, что его дебютный роман окажется пятидесятым.
На этот раз читатель не только возвращается в Москву 2033 года, но и узнаёт о судьбе новых станций, доселе считавшихся заброшенными из-за неразорвавшейся бомбы у Кантемировской. Боеголовка упоминается и в книге, но радиации на Орехово нет. Царицыно, правда, ещё мертво, так там к тому же и гермоворота подняты, и зал подтоплен, и мутантов выше крыши.
Кстати, царицынский бестиарий поражает. Не то чтобы Виктор сильно на нём заострял внимание, я и не припомню каких-либо специальных названий для введённых монстров, но всё-таки твари нового мира играют немалую роль в книге. В первой главе главный герой едва не погибает из-за какого-то создания у вестибюля родной станции, под конец ей или её родственнику благополучно даёт отпор. Связующее звено. Главный злодей становится несколько безумным, восхваляя новые формы жизни и опять же ближе к финалу выпускает на юг зелёной ветки монстров станции Царицыно. С одной стороны, это триггер к путешествию в Калугу (!), с другой же — восстановление статуса-кво по отношению к тем станциям. Если принять во внимание, что события происходят где-то летом 2033 года, Хантер мог узнать последние сведения об Орехово и далее на стыке лет, о чём сообщил в ноябре 2034 года Гомеру (а может, и не только ему, не вспомню точно). В результате получается, что вся история написана о жителях обречённого участка метро. А это грустно.
Теперь о героях. Начнём с самого простого — с главного героя. Девятнадцатилетний Миша, родившийся в метро, росший без отца и рано лишившийся матери, с боязнью открытых пространств. Прямо не герой, а сплошной капкан для автора! Какой образ приходит на ум первым, когда читаешь такое описание персонажа? Лично для меня — нюхнувший жизни парень, понимающий, что жизнь не игра, возможно, даже суровый и замкнутый в себе, но на поверхности пасующий и не способный стать сталкером. В отличие от некоторых дотошных читателей я не вёл учёт несуразиц, упоминаний какого-то сюжетообразующего факта и так далее, но помню, что агорафобия не сильно мешает Мише по ходу дела. Я б даже сказал — вообще никак не мешает! Или её просто нет (это простительно человеку, всю жизнь прожившему под бетонным небом и внезапно увидевшему настоящее), или автор просто забыл об этом, полностью отдав себя (и героя) сюжету.
Это ещё не всё. Миша — единственный вариант, которым Виктор называет своего протагониста. Конечно, имя как имя, но пока я читал «Рождённых ползать», меня ни на секунду не отпускало ощущение, что парень моложе своих лет и подозрительно наивен, а затем чересчур везуч, храбр и умён для тех условий, в которые его запихнул автор.
У Миши есть друг, Колька. Ну вот тоже: Колькой называть семнадцатилетнего парня, да ещё и в постъядерном мире — разве что где в деревне такое прокатило бы, да и то современной, — у меня язык не повернулся бы. Этот персонаж вышел не только эпизодическим, но и однобоким. Я бы даже не расстроился, если бы его какая-нибудь тварь слопала. Даже непонятно особо, для чего он нужен. Если сравнивать с другим другом-героем, например, с Саней Поповичем из «Права на силу» и «Права на жизнь», то это как небо и земля. Саня всегда рядом с Данилом, явственно видно, что они росли вместе, показано, как они друг за друга горой стоят, реально больно было читать финал «Права на жизнь». А Кольку можно было вообще опустить за ненадобностью, никакой сюжетной ценности я за ним не заметил. Может, он ещё «выстрелит» в продолжении, если таковое будет, но пока это лишь заготовка для персонажа.
Ну, а теперь самое интересное, что можно сказать о героях. У нас уже был любовный боевик, «Стоящий у двери» Ольги Швецовой. Так вот «Рождённые ползать» можно поставить в один ряд с этой книгой и одновременно ей противопоставить, так как взгляд мужской. Тогда пятидесятый том серии преображается: это история о любви, о потерянной любви. Любовный треугольник, в отличие от аналогичной фигуры в «Стоящем у двери», разломан. Есть два друга, есть девушка. Один из друзей влюбился в девушку, она — во второго. Второй не планировал отбивать её у первого, а первый, прознав про измену, возненавидел второго. (Да, как-то путано, но да ладно.) В общем, в результате за двадцать лет получилось: ненависть одного из друзей ко второму, сын от девушки (отец под вопросом), девушка умерла, второму другу вообще было до лампочки большую часть времени. В результате получилась ситуация наподобие «Маммы Миа» (мюзикла и фильма), только тут матери нет, ребёнок вообще не ищет папу, а гипотетические отцы думают, что это они.
Собственно, этот любовный треугольник и становится краеугольным камнем сюжета. Он соединяет воедино главного героя (Мишу), главного злодея (Вильдера) и сталкеров (Данилова и Немова; последний к треугольнику имеет отношение косвенное, будучи другом Данилова и хорошим знакомым Вильдера). Многие события в книге имеют непосредственное отношение к романтически-геометрической фигуре. Даже дирижабль — и о том не узнали бы, если б не информация Сергея Вильдера и навыки Ивана Данилова.
Уверен, Виктор надеялся, что дирижабль станет новым словом в серии. Ну, в целом, так оно и есть. Дирижаблей ещё не было. Но ещё в самой первой книге «Вселенной», в «Путевых знаках» Владимира Березина, подняли в воздух самолёт и на нём отправились в Питер. С натяжкой можно считать, что это и есть теоретический «спец-момент», отличающий пятидесятую книгу от сорок девятой и пятьдесят первой. Впрочем, не стоит забывать о различных вертолётах, время от времени появляющихся «в кадре». Значит, рождённые ползать могут и полетать, вот только путешествие Миши и Ко оказалось не столь продолжительным. Где-то же они упали? Уж точно не в Калуге. А жаль. Я уж понадеялся, что новый город откроют. Хотя ничто не мешает это сделать в продолжении. Главное, чтобы дирижабль опять подняли в воздух.
Несколько слов о языке, а то, чувствую, заболтался. Язык в основном хорош, но в первых главах очень отвлекали выглядящие ненужными пояснения и некоторые сравнения. Приклеивались к ровному тексту, и глаз за них цеплялся.
В общем, «Рождённые ползать» — хороший дебют, но Виктору стоит ещё работать и работать над собой. Думаю, у него получится.
|
|
|
Сообщений: 65
Регистрация: 14.06.2014
|
"Рожденные ползать". Книга интригует одним только названием. Но куда интереснее - идея, заложенная Виктором Лебедевым в свое произведение. Сам сюжет не самый заковыристый. Есть герои, есть некий пункт .куда они должны дойти, есть препятствия на их пути. Но здесь самым сложным препятствием в итоге становится не супермутант, желающий пожрать всё живое, не безумный ученый и не сверхчеловек, стремящийся завладеть миром. А обыновенный сирый (и я бы даже сказал, убогий) человечишко, ставящий свои амбиции и желание превыше всего остального. Чем это обернулось для героев романа? Прошу ознакомиться с содержанием. (далее возможны спойлеры). Что понравилось, кроме идеи - новые локации, в особенности Цырицынский парк. Давно хотел ,чтобы кто-то о нем написал. И вот, вуаля. Герои - Вильдер, Немов, Миша, Пал Палыч. Их образы очень четкие, живые. И дирижабль. Такого в серии еще не было. Что не понравилось - стиль. Он вроде как .и неплох, но все же кое-где сыроватый и "взъерошенный". Стоило бы немного "причесать", подумать над некоторыми предложениями. Особенно в первой части книги. Во второй шероховатостей становится заметно меньше. Герои - Томилин, Вано, Андрей. Образы похожи на кукол-марионеток -что прикажет хозяин, то и делают, на живых людей не тянут совсем, увы. И еще немного странным показалось в сюжете, что два героя дерутся из-за сына, но в итоге никто его до конца и не признает своим. Понимаю, что автор, скорее, хотел показать это как повод для соперничество двух героев, но если бы он только этим ограничился, вопросов бы не было. А так - герои что-то доказывают друг другу, потом самим себе, а парень в итоге и не подозревает. И тема так и остается нераскрытой. Но как минимум для понимания и осмысления основной идеи сюжета я рекомендую всем без исключения прочесть книгу "Рожденные ползать".
|
|
|
Сообщений: 50
Регистрация: 23.03.2013
|
Самое ценное в этом произведении, на мой взгляд, это психологическая составляющая. Все остальное какое-то бледное и уже много раз бывшее - отряд выдвигается со станции в опасное место, чтобы потом совершить полное неизвестностей и опасностей путешествие куда-то там. Дирижабль в качестве средства перемещения... Ну да, его еще не было, были:
подлодка;
самолеты;
военные машины;
мега-вездеход;
луноход (хотя это и не из серии "Метро-2033", тем не менее уже занято);
гигантский монстр;
речное судно;
плот;
оленья упряжка;
гигантские пчелы
и т.д., можно продолжить при желании, но в условиях пост-апокалипсиса остается не так много вариантов. Не могу сказать, что книга плохая, но тем не менее хотелось бы пожелать автору в его новых произведениях поработать над стилем повествования и попробовать привнести в серию нечто новое (виды техники не в счет).
|
|
|
Сообщений: 341
Регистрация: 18.11.2010
|
Анна, Леонид, Станислав, Саратов, спасибо!
|
|
|
Сообщений: 341
Регистрация: 18.11.2010
|
Цитата |
---|
CAPATOB пишет:
Самое ценное в этом произведении, на мой взгляд, это психологическая составляющая. Все остальное какое-то бледное и уже много раз бывшее - отряд выдвигается со станции в опасное место, чтобы потом совершить полное неизвестностей и опасностей путешествие куда-то там. Дирижабль в качестве средства перемещения... Ну да, его еще не было...
...и т.д., можно продолжить при желании, но в условиях пост-апокалипсиса остается не так много вариантов. Не могу сказать, что книга плохая, но тем не менее хотелось бы пожелать автору в его новых произведениях поработать над стилем повествования и попробовать привнести в серию нечто новое (виды техники не в счет). |
А дирижабль здесь скорее средство достижения цели и способ избавиться от неугодных Веденееву личностей. Психологическая составляющая - на нее как раз и упор. Спасибо!
|
|
|
Сообщений: 11
Регистрация: 10.01.2013
|
Только начал читать, а уже сложилось впечатление, что главному герою Мише лет 12.
Ну и общая беда множества книг серии - диалоги!
"- В новом мире, ограниченном стенами и туннелями, пронизывающими земную твердь на сотни километров, мы продолжаем гнуть свою линию, убиваем друг друга, чтобы захватить новые станции, как будто мало нам общей опасности в виде мутантов и тварей с поверхности. Если бы ты знал, что потерял человек… Ты еще слишком молод, и тебе проще воспринимать окружающую действительность, поскольку ты не видел мой мир."
Уважаемые авторы! Вот вы в своей повседневной жизни разговариваете таким же многословным и пафосным языком с массой абсолютно не нужных прилагательных?
|
|
|
Сообщений: 3080
Регистрация: 27.03.2010
|
"Рожденные ползать". Данный отзыв уже 50-й о книге из серии Метро, собственно она и вышла под этим номером. Поэтому я постараюсь сделать его особенным.
В книге закручен очень сложный сюжетный ход, в котором представлен длительный конфликт, начавшийся еще в начале атомной войны. Данный конфликт, даже в самом повествовании книги движется очень медленно, но в конце концов он обрывается и не находит своего разрешения. Две конфликтующие стороны расходятся между собой за счет обстоятельств. Такой ход необычен, он мне очень сильно приглянулся, чтобы конфликт просто сам собой распался, такое в произведениях бывает, как доказывает данная книга, но очень редко, в основном многие настраивают все так, чтобы кто-то кого-то убил.
Герои. Главный герой Миша, но в ход эпопеи и приключения ему приходится включаться в одиночку, так как в начале книги его всерьез никто не воспринимает. И именно благодаря ему, конфликт не смог перерос в бойню, в самом начале.
Сергей Вильдер - странный человек, но потом как выясняется он благодаря стечению обстоятельств остается человеком только на половину, а в конце книги, уничтожив мирную станцию, он становится простым убийцей, у которого ничего нет.
Иван Данилов, сталкер с Печатников, который из второстепенного героя быстро перерос в главного, как выяснилось позднее, его Вильдер объявил причиной всех своих несчастий и бед.
Среди второстепенных героев внимания заслуживает Пал Палыч, который не смотря на потерю рассудка и легкую форму сумасшествия, все еще в большей степени не плохо понимает окружающую обстановку. Именно благодаря ему, Данилов понимает, что Вильдер уже не тот, кем был раньше.
Локации в книге абсолютно новые и раннее не затрагивались. Описан район Царицыно и в особенности усадьба, кроме того, впервые затронут юго-восток Московского Метрополитена, а точнее южные станции Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линии, раньше о них можно было думать, только то, что все они заброшены. Конечно не совсем приятно, что Виктор просто начисто решил уничтожить Орехово.
Финал книги остается открытым, герои попадают в новою передрягу, потому что решили полетать на дирижабле, но упали видимо не очень далеко от Москвы, что с ними будет дальше остается только додумать.
В целом книга для Виктора Лебедева была дебютной и он не совершил множества ошибок, которые допускают другие авторы, мне понравилось, что он не использовал знакомые клише, особенно это касается конфликта, о котором я рассказал в начале отзыва.
10 из 10.
|
|
|
Сообщений: 1395
Регистрация: 23.05.2010
|
Ну, выскажусь. Предупреждаю сразу - на истину не претендую, высказываю свое, сугубо личное, а-а-а-абсолютно субъективное мнение.
Итак-с. Для начала о хорошем, о том, что мне понравилось. Это дирижабль. Уж сколько было различных средств передвижения, а вот такой идеи не было. Еще понравился Вильдер. Вернее не он сам, а идея с его заражением от укуса.
Если честно, то это все.
Теперь о плохом. Нет, "о плохом" - не то слово. Правильнее будет сказать о том, чего лично мне не хватило.
Но, сначала о том, как я понимаю литературу. Мне кажется, что автор при помощи своих произведений, должен вызывать в читателях определенные эмоции, переживания. И это позволяет нам, читателям, как бы проживать чужие жизни. Проживать опасные приключения, героические поступки, небывалые ситуации, ощущать авантюризм и романтику… Читатель, как бы, выпадает из внешней реальности. Так вот, я не выпал.
Мне не хватило многих вещей. Не хватило живых диалогов. Не хватило эмоций героев (особенно Миши) - ну не мог я представить его страх, ужас, гнев и т.п. Хотя этого у него должно было бы быть в избытке! Кстати, имя это к концу книги стало сильно раздражать! Вернее, не само имя, а его слишком частое использование. Хотелось бы увидеть в тексте его синонимы - Мишаня, Миха, Мишка, Михаил. А там все время только Миша, да Миша!
Меня не охватил ужас Царицинского парка. Ну, вот, не смог я представить себе, как там страшно!
Еще меня постигло разочарование от вольного обращения автора с "матчастью". Постараюсь пояснить, что я имею ввиду. Многие вещи, ну просто архинереальны, блин! Уважаемый автор, не хочу Вас обидеть, но Вы представляете себе, что станет с двигателями на дирижабле через 20 лет простоя? Не специальной консервации, а банального простоя? А что станет с самим сборно-разборным ангаром за это время? Ведь на это строение 20 лет поливал дождь, шпарило солнце, обрушивались ветра, валил снег и т.п. и т.д.!!! А еще Вы пробовали точно попасть в цель из такого пистолетика, как "Макаров", не имея большого опыта в стрельбе, целясь сквозь запыленные стекла противогаза, держа пистолет и нажимая на курок в перчатке "химзы", да находясь в состоянии сильнейшего психологического давления? Однако пацан, дилетант в сталкерском деле Миша, с этим успешно справляется. Более того, Миша буквально за несколько дней становится прекрасной боевой единицей!
Ну, есть и еще огрехи. А все вместе вызывает желание крикнуть "Не верю!!!"
Короче, восторга от произведени я не получил. Какой-то он сырой, "не дожатый"...
НО! Вот сижу сейчас, пишу это и думаю - а сам-то. хоть что-то, что издали бы, написал? А нет, ведь! И - потом - это же первое произведение автора! И поэтому - поздравляю автора с началом творческой карьеры!
|
|
|
Сообщений: 54
Регистрация: 13.06.2015
|
Второе место?, хм, однако. Не ожидал и не предполагал, что сие возможно. Пусть книга и чем-то хороша, описание Царицыно действительно заслуживает внимания и одобрения, но в целом. Все так предсказуемо, точно знаешь в какой очередности будут погибать герои сего повествования, как будет выстраиваться сюжет.Да и концовка просто не о чем. Читать было интересно, интересно потому что все время ожидает, ожидаешь чего то недосказанного, чего-то интригующего, загадочного, а в итоге все сводится к простейшему. Роман в целом не плох, но совсем, скажем так, не зацепил, не породил желания осмыслить свою жизнь, прочуствовать в себе то душевное, что делает нас все -таки человеком.
Итог прост, - хороший развлекательный роман, но, к сожалению, не более.
|
|
|
|
|
|