|
"Сказки апокалипсиса"
Какие они, сказки 2033 года? О чем? Кто их герои? Сколько в них вымысла, а сколько — самой что ни на есть правды? Сильно ли изменились истории, которые родители на станциях метро и в подземных бункерах рассказывают на ночь детям, а взрослые — друг другу?
Мнение Артура Хмелевского!
Сообщений: 850
Регистрация: 08.08.2012
|
Здравствуй мир ВМ2033 и его обитатели! "Посвящается Бессущностному, который щадит нашу Вселенную только потому, что здесь все еще обитают те, кто способен хоть что-то сказать этому Миру". С первых строк "Отступник" поражает воображение. Стиль переплетающий "истины жизни", "игривый реал" и "вкусняшки" (домик, теплая водичка, мангал) заставляет грустить, улыбаться, а самое главное - он заставляет задуматься. Задуматься о любви, о своем месте в этом мире, о людям окружающих нас, об истории, такая знаете фантастика обернутая приговором безнадежности умирающего мира с добавками далекого прошлого и уроками хорошего тона. Большое спасибо авторам за "учебное пособи" в хорошем смысле этого слова. "Отступника" просто невозможно читать на одном дыхании, по крайней мере у меня не получилось. Возьмем к примеру названия глав. Каждое название - это словно отдельный мир. "ВСЕМ ПРЕДСТОИТ УМЕРЕТЬ: СТАРИКАМ И СОВСЕМ ЕЩЁ ЮНЫМ" - согласитесь, что мы все порой думаем о смерти и о её несправедливом выборе. Или "ТОЛЬКО ПАДЕНЬЕ ПОЗНАВ, ПОНИМАЕШЬ ВСЮ РАДОСТЬ ПОЛЁТА" - это одна из истин мироздания. И так далее и так далее.
Страх, боль, ненависть порой вся эта гамма чувств в одном абзаце. И несмотря на небольшой осадок в самом начале (в виде легкой грусти) сюжет постоянно поддерживает интерес к развитию данной истории. Признаюсь меня немного "уносило" со страниц "Отступника" к каким-то своим надуманным историям. Я как читатель "разукрасил" краски сюжета своими фантазиями, но только потому, что этого хотели авторы. На страницах трилогии Андрея Дьякова я прошел по всей России, я видел мир глазами его героев, я вышел из мрака и ушел за горизонт. Казалось куда дальше! Да простит меня Андрей Дьяков, читая "Отступника" я как Гагарин "вышел" в открытый космос. Знаете, иногда хочется повернуться к миру спиной, обхватить себя руками и заглушив внутренний вой души от царящей вокруг несправедливости забыться в научной фантастике, с кучей всяких кораблей, планет и щенящей любовью главных героев. Спасибо за то с этой книгой у меня это сделать не получилось.
Не смотря на то, что постоянно "тормозил", читалось очень легко. Иногда правда ловил себя на мысли, что эта глава написан Элоной, а другая Евгением. Элона обладает своеобразной плавностью письма и порой это невозможно не заметить.
Спасибо за мир Таганрога. Мне показалось он скрывает намного больше, возможно авторы были в каких-то только им известных рамках. Много замечательных находок.
Начну словами одного известного политика: "Сегодня много зависимостей - игровая, алкогольная, интернетная", а закончу своими: "Пусть вашей зависимостью станут хорошие и интересные книги - "Отступник" одна из них.
Изменено:
Сергей Кулагин - 30.10.2014 22:55:26
|
|
|
Сообщений: 19
Регистрация: 05.11.2012
|
Сергей,
Спасибо, приятно, что роман вызвал у вас столько эмоций.
И, конечно, нам бесконечно жаль, что из-за технических моментов стихотворные эпиграфы Майка Зиновкина не вошли в печатный вариант книги.
Однако, их можно прочитать тут
http://samlib.ru/editors/d/demidowa_e_s/index.shtml#gr2
вместе с первыми 10 главами.

Изменено:
Ян ЭДЕШ Заквасский - 01.11.2014 15:49:04
|
|
|
Сообщений: 621
Регистрация: 31.03.2012
|
Вот стихов и впрямь жалко.
И весь ваш эллинский антураж--это было нестандартно. А я уж в который раз убеждаюсь, что здешней франшизе не нужна оригинальность, нужен канон...Жаль, было бы забавно)
|
|
|
Сообщений: 850
Регистрация: 08.08.2012
|
Цитата |
---|
Ева Манилова пишет:
Вот стихов и впрямь жалко.
А я уж в который раз убеждаюсь, что здешней франшизе не нужна оригинальность, нужен канон...Жаль, было бы забавно) |
Канон (искусство) — совокупность норм и правил в искусстве. Их создал ДГ и он же говорит в интервью к каждой новой книге ищите и открывайте новые двери. Все течет все изменяется, не за горами его новая книга вплетенная в ВМ2033. Или Вы Ева хотите из книг вселенной сделать "большую советскую энциклопедию". Запретить фантазировать значит остаться в 2033. Надеюсь создатель обратит внимание на эту работу, и вспомнит, что сам был в свое время отступником и имел массу нелицеприятных отзывов о своей книге. "Отступник" - книга приговор всему современному миру. Это предостережение человечеству и хороший анализ наших поступков. Почему-то раньше никто не винил авторов в оригинальности, я прочитал почти все книги и скажу, что большая их часть ну уж очень далеки от канона, но почему-то мне не жаль)))).
|
|
|
Сообщений: 850
Регистрация: 08.08.2012
|
О забавном))) Спрошу, Вас премного уважаемая Ева, а зачем пишется фантастика? Ради хохмы которую, Вы чтобы не обидеть авторов называете забавой? Значит судьбы людей и горе убитого мира для Вас забава? А может Вам забавна сама фантастика? Для меня прежде всего всегда главное: Какими мы будем завтра? Какими будет человечество через несколько столетий? Дано ли нам право существовать как виду? Это же я увидел в книге "Метро2034" и увидел в Отступнике". Если думать как Вы то и взгляд "За горизонт" забавная шутка, а "Метро2035" в случае чего-то нового оригинальной забавной историей которой, восхищаются миллионы.
Изменено:
Сергей Кулагин - 02.11.2014 13:54:50
|
|
|
Сообщений: 621
Регистрация: 31.03.2012
|
Ув. Сергей Кулагин)
Боюсь, что я не совсем точно выразила свою мысль, и, как следствие, вы дали такую оценку моей короткой фразе. Вы как-то наоборот всё поняли. Прочтите ещё раз мой комментарий и ваш ответ на него. Видите? Я жалею именно об оригинальных ходах авторов "Отступника", о тех, которые волею редактора остались за кадром.
1. Никогда в жизни я не упрекала ни одного автора за оригинальность. Это основное, за что сразу хочется аплодировать. Если автор сделал что-то не по канону, но у него получилось интересно, ново, свежо и к раздумьям побуждающе---чего же боле?
Потому я и и грущу, что здесь( в метрошном мире) новое случается не так часто, как хотелось бы. В основном авторы идут проторенной тропой. И опять же, всё субъективно. Что -то кажется оригинальным только мне или только вам...
Пы. Сы. И стихи в черновой работе были отличные. Если их вынесли за скобки, то очень жаль--они многое объясняли.
2. О забавном. Этому слову я придаю несколько иное значение, ведь не о КВН же речь идёт. Тем более, что мы с вами здесь не первый день, и я надеялась, что хоть меня в желании похохмить вы не упрекнёте. Никогда)
Забавно...Вы читали "Волкодава"? Помните, там сегвану говорят: "Эта новость тебя позабавит". Имеют в виду как раз не то, что он обхохочется. Речь о том, что эта новость перевернёт многое в жизни, натолкнёт на новые мысли, пробудит мозг, привыкший мысленно брести по унылой равнине...
Изменено:
Ева Манилова - 05.11.2014 17:02:47
|
|
|
Сообщений: 850
Регистрация: 08.08.2012
|
Вот уж действительно невнимательность и спешка сделали мой поступок не просто глупым, а ещё и злым. Прошу меня простить.
|
|
|
Сообщений: 3080
Регистрация: 27.03.2010
|
Отзыв на роман "Отступник"
Данная книга представляет собой абсолютно оригинальное видение того, что мир может скатиться с легкостью назад в средневековье, но здесь это представлено и описано в качестве эпоса. Это очень сильный роман, но я расскажу о его силе постепенно.
Локаций много, это огромный полуостров, на котором осталось несколько поселений, одно из них Миусская полития, представляет собой оригинальное видение того, что было бы со Спартой после ядерной войны, если бы она существовала бы сейчас. Данное поселение, уклад его жизни, появление и создание описан очень хорошо.
Таганрог и тролли живущие около него, вот тут с описанием уклада жизни все хорошо, они любят баловаться новым видом наркотиков и все свои галлюцинации воспринимают максимально серьезно, что очень весело, порядок их появления и становления тоже очень хорошо описан. Но что касается троллей, вот их общество появляется на один эпизод и сказано очень мало, но в остальном простительно.
Олег. Главный герой, он спасает собственную дочь, потому что видимо понимает, его жена Карина хотела бы скорее всего того, чтобы девочка жила, также это говорит о том, что свою жену Олег любил очень сильно.
Светлана и Антон и их сын Артур. Становление это царской семьи происходит еще в начале истории, но становится понятно, насколько они презрительно ко всем относится, они никого и ничего не жалеют. Постепенно история это безумной царской семьи заканчивается довольно трагично.
Царь Роман, он довольно вменяемый персонаж, побега племянника Олега заставляет его задуматься о перестройке общественного и государственного строя в Политии. Будем считать, что после падения главного конкурента у него это все выйдет.
Среди Нуклеаров конечно на первом месте судья, который ранее был известен как Леонид Дрожжин, он понимает, кто на самом деле управляет Политией, собственно он и доводит своего давнего врага Антона до умопомрачения. Нужно отметить, что такое прекращение длительного конфликта довольно прекрасный сюжетный ход, подобный конфликт был описан в романе "Рожденный ползать", но там он не имел завершения, тем не менее очень хорошо, что Леонид не стал убивать Антона.
Шаман Ян, странная личность с необычным юмором, собственно в большей степени он помогает адаптироваться главному герою в новой общине.
Кроме того, в книге мелькает множество второстепенных персонажей, но большинство из быстро погибает ничего не добившись, либо же наоборот, добившись чего-то немного определенного, ярким примером здесь выступают ломакинцы, Каур или приемный сын Леонида Саша, с другой можно назвать Анну или солдат, которых Антон вел за собой.
Отдельно хочется рассказать о галлюцинациях и постоянном курении, мне кажется это единственный минус романа, он занимает значительное пространство содержания, наверное надо было обойтись без их описания и вообще включения в роман. Также видно, что роман мог быть более устрашающим, но реализовано это не было.
В целом финал получился как и у большинства книг, вышедших в этом году открытым, герой Олег отправился в неизвестность и когда он вернется и вернется ли вообще к Нуклеарам нам неизвестно.
Моя оценка 10 из 10 баллов.
|
|
|
Сообщений: 19
Регистрация: 05.11.2012
|
Умно Идейный,
спасибо за высокую оценку романа. 
|
|
|
Сообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Воспоминания»
Рецензия на «Метро 2033: Отступник» Элоны Демидовой и Евгения Шкиля
Вообще-то книгу я дочитал ещё в начале недели, но только сейчас нашёл время высказаться о ней. Что до подозрительного удивительно, задержка вышла не только с написанием настоящей рецензии, но и с прочтением рассматриваемого романа. Виной тому моя медлительность, в чём, ничтоже сумняшеся, признаюсь. К счастью, «Отступник» дочитан до последней точки в содержании, а отзыв — вот — строчу прямо в эти секунды.
Оба автора — и Элона Демидова, и Евгений Шкиль — успели отметиться во «Вселенной Метро 2033» другими работами. Элона известна (а некоторым и неизвестна) как автор идеи и один из четверых соавторов, не считая стихотворца Майка Зиновкина, романа «Изнанка мира», а также рассказа «Цепь»; Евгений пришёл в проект позже, на его счету до выхода «Отступника» был только рассказ «Явление святого Эрнесто». И «Цепь», и «Явление святого Эрнесто» встречаются на страницах одной и той же антологии «Сумрак в конце туннеля», что, возможно, отчасти и подтолкнуло к знакомству двух будущих соавторов. По сути, это уже их вторая совместная книга, если можно так выразиться.
Конечно, предложением выше я слегка слукавил, или, вернее, притянул за уши, ведь рассказы Элоны и Евгения написаны в одиночку, но тем не менее. Теперь мы можем видеть, читать и обсуждать их ДЕЙСТВИТЕЛЬНО совместную работу. И, надо признаться, тут я не могу сделать никаких предположений, где чьё перо. Это вообще интересный процесс: угадать, кто вёл ту или иную сюжетную линию. Но дело в том, что, технически, сюжетная линия одна — история отступника Олега. Нет, конечно, другой внимательный читатель, а тем паче любой из соавторов, может возмутиться, мол, как так, а как же истории Артура, Романа, да хотя бы «волчицы» Светланы. Увы, но я считаю всё это просто отступлениями от главной сюжетной линии, не более чем.
Кстати, прошу всех, кто увидит когда-нибудь эту рецензию, запомнить слово «отступление», встретившееся чуть ранее. Оно важное. Да-да, именно потому, что «Отступник». У меня даже было желание назвать весь этот отзыв «Отступлениями», но решил, что будет слишком явно. Коли я акцентировал внимание на «отступлении», начну развивать его. Начну издалека. Так уж совпало, что чтение романа пришлось на время, когда я, собравшись с силами и англо-русским словарём, засел за перевод сценария аудиопостановки «Загрей», приуроченной к сорокалетию существования (хотя тогда он, конечно, был временно закрыт) британского телесериала «Доктор Кто». Текст большой, но главное здесь другое. Одной из ключевой тем выпуска, получившего не менее юбилейный, пятидесятый, номер, стало явление-раса-вселенная «the Divergence», чему в моём переводе теперь соответствует четыре разных слова. Одно из них, как не трудно догадаться, — «отступление». Конечно, с «Отступником» больше никаких — ни лингвистических, ни, тем паче, сюжетных совпадений, нет, — но сама идея обыграть «отступление» как нечто большее, чем просто мысли на другую тему, любопытна.
Впрочем, весь предыдущий абзац тоже можно считать именно отступлением, что лишний раз иллюстрирует, насколько это слово ключевое в настоящей рецензии. Перенося это слово, это явление, на роман Демидовой и Шкиля, я обращаю внимание на такой довольно частый приём авторов, как флэшбэки. Их много. И они необходимы, да. Ведь «Отступник» не о Москве, Петербурге или любом другом фигурировавшем ранее городе. Он о новой локации — Миусском полуострове, что в Ростовской области, и Таганроге, в том же субъекте РФ. Да, собственно, то, что место действия читателям «Вселенной» в новинку — не главное, ведь, будь это хоть пресловутая Москва, хоть Ростов-на-Дону (привет «Муранче»), располагающийся не так уж далеко от Таганрога, флэшбэки призваны помочь читателю составить представление о людях, переживших Третью Мировую войну. О людях, ставших вершинами заложенного в книгу конфликта. С одной стороны, эти отступления в прошлое, воспоминания, действительно помогают прочувствовать всю остроту сложившейся ситуации, но, с другой стороны, местами притормаживают весь сюжет.
Вот я и о сюжете вспомнил! Самое время, не прошло и года. Должен признаться, сюжет выстроен достаточно грамотно, если закрыть глаза на пресловутые флэшбэки (тем более что некоторые встроены в ткань повествования вполне своевременно). В чём-то нашёл схожесть с «Будущим» Дмитрия Глуховского, где главного героя выбивает из привычной колеи появление дочери. В обоих случаях, кстати, протагонисту приходится стать ренегатом привычного общества, бежать туда, где его примут с неугодным чадом. Конечно, «Отступник» имеет много из своих индивидуальных черт, в том числе религиозный культ памятников, основанный на банальных галлюцинациях и правильном подходе к населению. Из-за травки я, признаться, увидел в романе потуги авторов сделать не просто постъядерную историю, а написать в соответствующих миру «Вселенной Метро 2033» декорациях полноценную антиутопию. (Нет, здесь я уже никоим образом на антиутопию «Будущее» не намекаю — она не единственная антиутопия в своём роде-жанре!) Потому как что Миусская Полития, что нуклеары Таганрога — общества, одинаково противные моему чувству утопического. Хотя я и отстал с чтением романа, всё-таки не буду расписывать эти сообщества, потому как могу уйти с головой в спойлеры. Замечу лишь, что спартанские порядки Лакедемона и галлюцинации с относительным отречением от прошлого мне не по душе в одинаковой мере. Да, для сбежавшего Олега Таганрог мог показаться отличным городом (а, ну да, эти дурацкие заморочки с усыновлениями-побратаниями…), но, в целом, он смотрится не лучшим вариантом. Кажется, подобие утопического постъядерного общества удалось разве что Игорю Осипову в «Измерителе». Элона, возможно, со мной не согласится, ибо я знаю её не самое благодушное отношение к коллеге по цеху, но на то это и мои мысли и взгляды, что могут они быть не похожи на чужие.
Вот. Как-то незаметно для себя удалился от невысказанной пока мысли, что сюжет выстроен не только достаточно грамотно, но и «быстро». Читал, что, мол, очень хороший метод — прыгать из одного события в другое, пропуская описание некоторых. Иногда он даже чем-то хорош, но в «Отступнике» прыжки если и случаются, то редко и метко. И, когда заканчивается одна глава и начинается следующая, а у тебя в голове рвутся бомбы воображения, и хочется узнать, что же с героем произойдёт дальше, переводишь взгляд под название главы и — ура и спасибо! — продолжение приключения именно этого героя! А когда не горишь желанием выяснить, что там дальше, соавторы, как будто читая мои мысли, подкидывают главу уже с другим персонажем. Особенно удались переходы от точки зрения Олега к точке зрения его дяди, не самого гадкого персонажа в книге, пускай и царя. О, кстати: смысл двоецарствия до меня так и не дошёл, сколько я не пытался его найти. Совершенно неудобное положение. Мне кажется, лучше подошла бы революция…
Возвращаюсь к отступлениям. Ещё одно отступление — история молодой модели, взявшей псевдоним Галина Грильска, и что из этого вышло. В отличие от флэшбэков — абсолютно бесполезная, на первый, да и на второй, чего греха таить, взгляд, вставка. Но мы должны помнить о том, что роман — художественное произведение, и фигурирование связующей художественной детали ему нужно как воздух. Возможно, без неё — или хотя бы без встречи Артура с девушкой из журнала — получилось бы не хуже, а то и капельку правдоподобнее. Собственно, указанная встреча, как и последующее видение на таганрогской улице, оканчивающееся шёпотом «Валя, Валя, Валя…», больше смахивает на рояль в кустах, хотя серьёзного веса оба события не имеют в перспективе целого романа.
Кстати, раз я упомянул «Измеритель», смею заметить, что войнушка в «Отступнике» произошла своевременно, а то Игорь до последней, самой маленькой части дотянул, оставив ощущение, читателя где-то на… обманули. Ведение войны в романе Элоны и Евгения интересно тем, что… никто не считает себя ни русским, ни россиянином, ни, тем более, русским офицером. Один раз, ещё до столкновения, один герой (Николай, если не путаю) вспоминает о «русских витязях», но очень быстро отбрасывает эту мысль. Не то чтобы как еретическую, но словно бесполезную и ненужную. И это несколько коробит. Даже в итальянском «Крестовом походе детей» объединённая армия чувствуется если не итальянской, но хотя бы миланской (в плане Милана как именно итальянского города). При этом больше в романе уделяется внимания человеческому эгоизму, невежеству, человеческой алчности. Такое мрачное критическое отношение, дающее читателю пощёчину похлеще, чем реализм с грязью и насилием у Дмитрия Манасыпова в «Дороге стали и надежды». Между тем весьма любопытна лакмусовая бумажка каждого «века» человечества, о которых повествует шаман. Это я про стихи. Чем ближе к нашему времени, тем хуже они становились. Весьма показательный пример падения нравов.
О, напоследок замолвлю слово за стихи. Я не стал читать неопубликованные эпиграфы Майка Зиновкина и, последовав совету Элоны Демидовой в её части авторского послесловия, прочитал содержание. Звучит красиво, этого не отнять. Тем более что можно было, при редактировании уже отняли.
Итак, роман я мог бы назвать одним из лучших, если бы не «социальная» жёсткость соавторов — раз, плохие по характеру (но хорошие по описанию и прописыванию) сообщества — два. В остальном — особых нареканий нет. Что ж, теперь жду новые работы Элоны Демидовой и Евгения Шкиля. Как в других проектах, так и в этом. Уверен, у них всё получится. Главное — быть добрее к людям, даже и вымышленным.
|
|
|
|
|
|