С хрустом разминаю пальцы, потому что отзыв будет таким же большим, как и в прошлый раз. А может, и больше
Итак...
Прочитал. Добрался только сейчас, но лучше позднее на три месяца, чем вообще никогда По доброй традиции ещё и морально "подковывался" перечитыванием "Станции-призрак", так что пищи для сравнений и соответствующих выводов было предостаточно.
Анна, в одном из постов после моего отзыва на "Станцию-призрак" вы сказали мне (цитирую): "У Вас получилась, по-моему, полноценная рецензия, и я согласна с Вами практически во всем. Очень приятно, что Вы столько положительных моментов в книге нашли, и критику тоже охотно принимаю, потому что она обоснованная. Потому что бывает так - человек, который пишет отзыв, воспринимает мир метро как-нибудь однобоко либо сознательно обращает внимание преимущественно на недостатки. А Ваше восприятие серии, я вижу, близко к моему. Поэтому замечания принимаю с благодарностью". У меня к вам предложение: а давайте проверим, насколько мои взгляды близки к Вашим в этом отзыве?
Пойду, как водится, по пунктам.
Первое, что хочу отметить, - это герои. В теме уже не раз говорили об этом аспекте романа, но я тоже скажу, просто не могу не сказать
Герои получились ещё живее, чем в "Станции-призрак". Особенно хочу отметить Игоря. Тут надо отметить, что к "Ледяному плену" Игоря же Вардунаса (маленький каламбурчик ) я в своё время относился с известной долей скепсиса относительно главной героини. Это примерно выражалось в вопросе: сможет ли автор-мужчина вытянуть ГГ-женщину на должном уровне, включая все внутренние переживания? Оказалось - смог да ещё как.
Так вот, такие же точно подозрения у меня возникли перед прочтением "Царства крыс". Прочитал и понял, что я, видимо, в некотором роде недооцениваю возможности авторов. Игорь, как уже замечали, получился даже лучше Нюты. Уж не знаю, какая магия тут замешана, но и мне он пришёлся по душе больше. Но в том-то и загвоздка, что психологически Нюта была проработана намного лучше. У неё были определённые мотивы, комплексы, страхи, сомнения. Множество самого разного рода эмоций и чувств. Игорь же в этом плане выглядит для меня уже. Именно уже, не "хуже". Того многого, что было у Нюты, ему не хватает. Но то и странно, что, повторюсь, понравился он мне больше. В чём подвох, даже и не соображу. Может, в том, что я тоже принадлежу к сильному полу, и такой герой мне близок по духу?
И конечно же, персонажи второго плана мне тоже понравились. Марина, Женя, Профессор, Васька... Они необычны, самобытны, при этом у каждого есть свои тайны, скелеты в шкафу и тараканы, которые и отличают их от бездушных кукол. В таких героев веришь.
Отдельно хочу отметить других персонажей. Даже не персонажей, а некий слой. Чтобы не спойлерить, называть по именам не буду, а просто скажу: мне пришлись по душе описанные Вами обитатели "дна", того самого "царства крыс". Все они необычны, но все они - люди, не звери. У каждого есть причины ненавидеть окружающий мир за одно и любить за другое. Очень оригинальные получились персонажи.
Далее по списку у меня идут байки. Как и в первой книге, они получились у вас такие, что страшно становится аж жуть Кому-то они показались перебором, кому-то они очень понравились. Я причисляю себя к второму лагерю Как и год назад, байки пугают, пусть не все, но не это важно. Главное, что читать их интересно. И страшно, естественно. Прав был ДГ, когда в объяснительной записке к первому роману, хвалил эти страшные истории. Они творят такую захватывающую, такую странную и порой нам непонятную историю постъядерного Метро. И это правильно. А уж волосы в жилах стынут, это я гарантирую
Кроме того, страшны не только байки, но и описания некоторых моментов путешествия героев. Например, меня подержал в напряжении случай в первом коллекторе (не буду спойлерить, опять же). На этот счёт есть очень точная цитата, которая принадлежит, если мне не изменяет память, Стивену Кингу (излагаю своими словами): "Страшен не монстр, выходящий из-за двери, а сама эта приоткрытая дверь и звуки, которые из-за неё доносятся". И это верно. Это и есть суть той разновидности страха, когда человек сам додумывает подробности и детали.
Далее - кроссоверы или пересечения с другими книгами серии. Мне это нравилось год назад, нравится и теперь. И это ещё мягко сказано. Встреча с героями других книг - это так приятно, что даже словами не выразить. Как будто встречаешь старого друга, которого не видел очень давно. Кроме того, такие пересечения создают цельность Вселенной Метро. Кто-то в теме сказал, что это плохо, что книга должна быть цельной... Так одно другому не мешает. Роман может быть (и должен быть, на мой взгляд) цельным как сам по себе, так и в рамках сложившего мира, сеттинга (в нашем случае - Вселенной Метро).
А между тем меня порадовали абсолютно все кроссоверы: начиная от самых заметных (пересечения с "Санитарами" и "Мраморным раем" сразу на одной станции - это шик ) и заканчивая менее явными (Собаки Павлова). И рассказы сборника упомянуты, что особенно приятно: ведь они же тоже причислены к сеттингу Вселенной метро. Я насчитал три пересечения: с "Наставником", "Настоящим немцем" и "Снайпером". Кстати, а те рисунки на Краснопресненской - не творения ли Художника из "Надежды в подарок"?
Что касается других авторов серии, то можно даже при желании на "Корни небес" проследить аллюзию: таракан Грегор. И от этого приятнее вдвойне: "Корни небес" - моя любимая на данный момент книга серии. Кстати, может, Костя тоже читал Кафку?
И опять ничего о "Выходе силой"...
Кстати о собаках Павлова, раз уж к слову пришлось. Тут в теме один из пользователей написал: "Небольшой перебор получился с байками. Например «говорят что в Питере собаки Павлова водятся». Откуда мы это узнали? По всей серии красной нитью проходит отсутствие любой связи между городами, а тут слухи приплыли аж из Питера. Учитывая массовое неприятие многими читателями «Путевых знаков» Березина (хотя книга прикольная), не очень логично пускать такие слухи. Других-то путешествий из Москвы в Питер и обратно не было".
Так вот, я не помню точно, но разве Сергей Кузнецов в "Мраморном раю" не говорил, что некоторые караваны (наподобие каравана Джедая или диких караванов) ходили и в походы к Питеру? По-моему, он что-то такое говорил.
Теперь о подземельях. Неглинка - несомненно один из ярчайших плюсов романа. Меня всегда привлекали подземные пространства. Сколько тайн и загадок они хранят... А уж в постъядерном мире они и подавно становятся чем-то глубоко мистическим. А это просто вышибает у меня из-под ног почву Питаю слабость к теме диггеров и подземных тайн.
Опять же о недовольных отзывах. Кто-то писал, что герои ходят туда-сюда, мечутся, это плохо, надоедает, скучно. Хочу поспорить с такой точкой зрения. Ведь как иначе ходить по такого рода подземельям? Никаких карт, никаких GPS и тому подобных штучек после Катастрофы не осталось. Поэтому приходится идти на свой страх и риск, опираясь на слова людей, которые услышали их от других, которым сообщили третьи... И далее. Воистину, агенство ОСС
Так что, такие метания героев по коллектору Неглинки в поисках пути реалистичны и наиболее уместны в постъядерном мире, чем безошибочный проход из точки А в точку Б.
Далее пройдусь немножко по некоторым отзывам читателей.
Полностью согласен. Я сам придерживаюсь мнения, что человек свободен от рождения и сам волен управлять собственной судьбой. И неважно, что об этом считают другие. У каждого человека есть свои представления о жизни, и не нужно их навязывать другим людям, особенно если они не согласны. Так Марина готова была идти за Игорем куда угодно и делать что угодно, не задаваясь вопросом о причинах. И так Элли НЕ готова была сделать того же.
Личная свобода, личный покой, личная жизнь. Твоя собственная.
А остальное - туфта на постном масле Это Вилка правильно отметила
Анна, согласен с Вами. Оккультизм и прочие тайны Третьего Рейха - это тоже моё слабое место. Поэтому мне так понравился "Ледяной плен", поэтому жду появления у себя "Наследия предков". Я не понаслышке знаком с темой оккультных планов Гитлера и его странных поручений. Именно поэтому увидеть такие же мотивы в "Царстве крыс" мне было очень неожиданно и потому приятно уже втройне. Почва из под ног ушла уже во второй раз, после коллектора Неглинки
И я конечно понимаю, откуда идут претензии Max'а Xam'а. Но с ними не согласен. Потому что не был бы Четвёртый Рейх такой силой, чтоб его боялись, не будь у него сильного правителя. А уж тараканы в его голове - это тайна, покрытая мраком. Анна, вам, бесспорно, удалось показать ту некую эфемерную абсурдность, которая присуща такого рода людям. Когда второй фюрер в разговоре с Волком отсылает затею с Аликой ко всем арийским чертям, а взамен выдвигает на передний план пралюдей (отсылка к "Во имя революции"), наверняка истинных арийцев... Это вы просто в точку попали. Я даже улыбался, когда читал
Роман, но глупо полагать, что в метро все поголовно добрые люди. Если в одной книге описывались кровожадные негодяи, в другой - бездушные скотины, а в третьей - эгоистичные подлецы, это не значит, что в четвёртой все должны быть добрейшей души людьми. При таком положении не будет конфликта, а значит не будет и сюжета.
У каждого действия, совершённого человеком (если он адекватен), есть причина. В адекватности авторов серии я не сомневаюсь. Попытаемся понять, зачем же тогда все пишут про эти сны? На мой взгляд, это отличный способ раскрытия психологического портрета героя. Сны - это наше подсознание, наш внутренний мир. Таким образом, автор использует несколько способов раскрытия психологического состояния героя: мысли как осознанный способ, сны - как неосознанный. Баланс тонок, но поэтому многим и непонятен.
С отзывами разобрался, теперь далее о аспектах романа.
Атмосфера. Густая и жёсткая, как в "Метро 2033-34", и в то же время тёплая, как дома Вам, Анна, как никому из других авторов, писавших о постъядерной Москве, удалось приблизиться к оригинальной дилогии Дмитрия Глуховского. С этим нельзя не согласиться. Всё в ней сливается воедино: и напряжённые переходы по поверхности, и интересные блуждания по коллекторам Неглинки, и жуткие байки, и даже некоторые забавные моменты, наподобие колоритного Айрона Медного (Iron'а Maiden'ого ) и Вагнера с Кохом (то есть, я хотел сказать - Васи с Колей ). А мне, как я уже говорил, читать было приятно втройне из-за моего интереса к тайнам подземки и Третьего Рейха
И напоследок. Анна, многие в этой теме говорили про Ваш творческий рост. Это верно, вторая книга мне понравилась больше, чем первая. НО! Это не значит, что первый роман был написан хуже второго. Просто второй был лучше первого. Помните, стакан наполовину пуст и наполовину полон? Всё зависит от того, с какой стороны смотреть
Как я люблю говорить при сравнении "Метро 2033" с "Метро 2034" или "К свету" с "Во мрак" - эти книги разные. Ни одна не хуже другой. Просто одна из них лучше. Либо первая, либо вторая.
Так же и тут. И это просто радует. До глубины души
А в завершение отзыва напишу то же, что писал год назад.
Такого раньше не было. Спасибо вам, Анна, за отличное произведение! 5 из 5! 10 из 10!
Итак...
Прочитал. Добрался только сейчас, но лучше позднее на три месяца, чем вообще никогда По доброй традиции ещё и морально "подковывался" перечитыванием "Станции-призрак", так что пищи для сравнений и соответствующих выводов было предостаточно.
Анна, в одном из постов после моего отзыва на "Станцию-призрак" вы сказали мне (цитирую): "У Вас получилась, по-моему, полноценная рецензия, и я согласна с Вами практически во всем. Очень приятно, что Вы столько положительных моментов в книге нашли, и критику тоже охотно принимаю, потому что она обоснованная. Потому что бывает так - человек, который пишет отзыв, воспринимает мир метро как-нибудь однобоко либо сознательно обращает внимание преимущественно на недостатки. А Ваше восприятие серии, я вижу, близко к моему. Поэтому замечания принимаю с благодарностью". У меня к вам предложение: а давайте проверим, насколько мои взгляды близки к Вашим в этом отзыве?
Пойду, как водится, по пунктам.
Первое, что хочу отметить, - это герои. В теме уже не раз говорили об этом аспекте романа, но я тоже скажу, просто не могу не сказать
Герои получились ещё живее, чем в "Станции-призрак". Особенно хочу отметить Игоря. Тут надо отметить, что к "Ледяному плену" Игоря же Вардунаса (маленький каламбурчик ) я в своё время относился с известной долей скепсиса относительно главной героини. Это примерно выражалось в вопросе: сможет ли автор-мужчина вытянуть ГГ-женщину на должном уровне, включая все внутренние переживания? Оказалось - смог да ещё как.
Так вот, такие же точно подозрения у меня возникли перед прочтением "Царства крыс". Прочитал и понял, что я, видимо, в некотором роде недооцениваю возможности авторов. Игорь, как уже замечали, получился даже лучше Нюты. Уж не знаю, какая магия тут замешана, но и мне он пришёлся по душе больше. Но в том-то и загвоздка, что психологически Нюта была проработана намного лучше. У неё были определённые мотивы, комплексы, страхи, сомнения. Множество самого разного рода эмоций и чувств. Игорь же в этом плане выглядит для меня уже. Именно уже, не "хуже". Того многого, что было у Нюты, ему не хватает. Но то и странно, что, повторюсь, понравился он мне больше. В чём подвох, даже и не соображу. Может, в том, что я тоже принадлежу к сильному полу, и такой герой мне близок по духу?
И конечно же, персонажи второго плана мне тоже понравились. Марина, Женя, Профессор, Васька... Они необычны, самобытны, при этом у каждого есть свои тайны, скелеты в шкафу и тараканы, которые и отличают их от бездушных кукол. В таких героев веришь.
Отдельно хочу отметить других персонажей. Даже не персонажей, а некий слой. Чтобы не спойлерить, называть по именам не буду, а просто скажу: мне пришлись по душе описанные Вами обитатели "дна", того самого "царства крыс". Все они необычны, но все они - люди, не звери. У каждого есть причины ненавидеть окружающий мир за одно и любить за другое. Очень оригинальные получились персонажи.
Далее по списку у меня идут байки. Как и в первой книге, они получились у вас такие, что страшно становится аж жуть Кому-то они показались перебором, кому-то они очень понравились. Я причисляю себя к второму лагерю Как и год назад, байки пугают, пусть не все, но не это важно. Главное, что читать их интересно. И страшно, естественно. Прав был ДГ, когда в объяснительной записке к первому роману, хвалил эти страшные истории. Они творят такую захватывающую, такую странную и порой нам непонятную историю постъядерного Метро. И это правильно. А уж волосы в жилах стынут, это я гарантирую
Кроме того, страшны не только байки, но и описания некоторых моментов путешествия героев. Например, меня подержал в напряжении случай в первом коллекторе (не буду спойлерить, опять же). На этот счёт есть очень точная цитата, которая принадлежит, если мне не изменяет память, Стивену Кингу (излагаю своими словами): "Страшен не монстр, выходящий из-за двери, а сама эта приоткрытая дверь и звуки, которые из-за неё доносятся". И это верно. Это и есть суть той разновидности страха, когда человек сам додумывает подробности и детали.
Далее - кроссоверы или пересечения с другими книгами серии. Мне это нравилось год назад, нравится и теперь. И это ещё мягко сказано. Встреча с героями других книг - это так приятно, что даже словами не выразить. Как будто встречаешь старого друга, которого не видел очень давно. Кроме того, такие пересечения создают цельность Вселенной Метро. Кто-то в теме сказал, что это плохо, что книга должна быть цельной... Так одно другому не мешает. Роман может быть (и должен быть, на мой взгляд) цельным как сам по себе, так и в рамках сложившего мира, сеттинга (в нашем случае - Вселенной Метро).
А между тем меня порадовали абсолютно все кроссоверы: начиная от самых заметных (пересечения с "Санитарами" и "Мраморным раем" сразу на одной станции - это шик ) и заканчивая менее явными (Собаки Павлова). И рассказы сборника упомянуты, что особенно приятно: ведь они же тоже причислены к сеттингу Вселенной метро. Я насчитал три пересечения: с "Наставником", "Настоящим немцем" и "Снайпером". Кстати, а те рисунки на Краснопресненской - не творения ли Художника из "Надежды в подарок"?
Что касается других авторов серии, то можно даже при желании на "Корни небес" проследить аллюзию: таракан Грегор. И от этого приятнее вдвойне: "Корни небес" - моя любимая на данный момент книга серии. Кстати, может, Костя тоже читал Кафку?
И опять ничего о "Выходе силой"...
Кстати о собаках Павлова, раз уж к слову пришлось. Тут в теме один из пользователей написал: "Небольшой перебор получился с байками. Например «говорят что в Питере собаки Павлова водятся». Откуда мы это узнали? По всей серии красной нитью проходит отсутствие любой связи между городами, а тут слухи приплыли аж из Питера. Учитывая массовое неприятие многими читателями «Путевых знаков» Березина (хотя книга прикольная), не очень логично пускать такие слухи. Других-то путешествий из Москвы в Питер и обратно не было".
Так вот, я не помню точно, но разве Сергей Кузнецов в "Мраморном раю" не говорил, что некоторые караваны (наподобие каравана Джедая или диких караванов) ходили и в походы к Питеру? По-моему, он что-то такое говорил.
Теперь о подземельях. Неглинка - несомненно один из ярчайших плюсов романа. Меня всегда привлекали подземные пространства. Сколько тайн и загадок они хранят... А уж в постъядерном мире они и подавно становятся чем-то глубоко мистическим. А это просто вышибает у меня из-под ног почву Питаю слабость к теме диггеров и подземных тайн.
Опять же о недовольных отзывах. Кто-то писал, что герои ходят туда-сюда, мечутся, это плохо, надоедает, скучно. Хочу поспорить с такой точкой зрения. Ведь как иначе ходить по такого рода подземельям? Никаких карт, никаких GPS и тому подобных штучек после Катастрофы не осталось. Поэтому приходится идти на свой страх и риск, опираясь на слова людей, которые услышали их от других, которым сообщили третьи... И далее. Воистину, агенство ОСС
Так что, такие метания героев по коллектору Неглинки в поисках пути реалистичны и наиболее уместны в постъядерном мире, чем безошибочный проход из точки А в точку Б.
Далее пройдусь немножко по некоторым отзывам читателей.
Цитата |
---|
Вилка Ввинегрете пишет:
И мораль понравилась: всё суетно, главное - мир с самим собой, семья и любовь. Остальное - туфта на постном масле |
Цитата |
---|
Анна Калинкина пишет:
Мне кажется, именно это я и имела в виду. Главное - покой и свобода |
Полностью согласен. Я сам придерживаюсь мнения, что человек свободен от рождения и сам волен управлять собственной судьбой. И неважно, что об этом считают другие. У каждого человека есть свои представления о жизни, и не нужно их навязывать другим людям, особенно если они не согласны. Так Марина готова была идти за Игорем куда угодно и делать что угодно, не задаваясь вопросом о причинах. И так Элли НЕ готова была сделать того же.
Личная свобода, личный покой, личная жизнь. Твоя собственная.
А остальное - туфта на постном масле Это Вилка правильно отметила
Цитата |
---|
Max Xam пишет:
Я понимаю, когда фюрер, обладающий ресурсами огромной страны занимается оккультизмом… но когда подобным занимается человек, в распоряжении которого три станции метро… Как по мне, это самое слабое место романа… Ну никак я не поверю, что новоявленные национал-социалисты Москвы, будут рыскать по всему метро, в поисках «голубоглазого мальчика»… |
Цитата |
---|
Анна Калинкина пишет:
И неважно, идет ли речь о целом государстве или о небольшой общине. Если уж четвертый Рейх рассматривать как государство, пусть и на трех станциях, то со всеми присущими государству чертами. А в третьем Рейхе всерьез намечались самые невероятные проекты, были попытки привлечь на помощь магов. В курсе, естественно, было лишь высшее руководство, остальные выполняли приказы сверху. Ну, а народ, как показывает исторический опыт, готов идти за вождем, обещающим победу и власть |
Анна, согласен с Вами. Оккультизм и прочие тайны Третьего Рейха - это тоже моё слабое место. Поэтому мне так понравился "Ледяной плен", поэтому жду появления у себя "Наследия предков". Я не понаслышке знаком с темой оккультных планов Гитлера и его странных поручений. Именно поэтому увидеть такие же мотивы в "Царстве крыс" мне было очень неожиданно и потому приятно уже втройне. Почва из под ног ушла уже во второй раз, после коллектора Неглинки
И я конечно понимаю, откуда идут претензии Max'а Xam'а. Но с ними не согласен. Потому что не был бы Четвёртый Рейх такой силой, чтоб его боялись, не будь у него сильного правителя. А уж тараканы в его голове - это тайна, покрытая мраком. Анна, вам, бесспорно, удалось показать ту некую эфемерную абсурдность, которая присуща такого рода людям. Когда второй фюрер в разговоре с Волком отсылает затею с Аликой ко всем арийским чертям, а взамен выдвигает на передний план пралюдей (отсылка к "Во имя революции"), наверняка истинных арийцев... Это вы просто в точку попали. Я даже улыбался, когда читал
Цитата |
---|
Роман Журавлёв пишет:
Рассуждения автора о том, что случилось с людьми, какие они кровожадные и злые, эгоисты и т.п уже просто моя пятка, наверное, может наизусть рассказать, столько раз эта тема мусслолилась во многих книжках про постъядер, ничего нового там нету, и вы САМИ СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧИТЕ, КОГДА ГОВОРИТЕ ЧТО ЛЮДЕЙ ХОРОШИХ НЕТ В МЕТРО, ХОТЯ ГЕРОЕВ, И ТЕХ, КТО ИМ ПОМОГАЕТ - ТРУДНО НАЗВАТЬ ЭГОИСТАМИ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА! |
Роман, но глупо полагать, что в метро все поголовно добрые люди. Если в одной книге описывались кровожадные негодяи, в другой - бездушные скотины, а в третьей - эгоистичные подлецы, это не значит, что в четвёртой все должны быть добрейшей души людьми. При таком положении не будет конфликта, а значит не будет и сюжета.
Цитата |
---|
Роман Журавлёв пишет:
Опять эта заезженная тема про сны, НУ СКОЛЬКО МОЖНО УЖЕ ПРО СНЫ ,ГОСПОДИ?! |
У каждого действия, совершённого человеком (если он адекватен), есть причина. В адекватности авторов серии я не сомневаюсь. Попытаемся понять, зачем же тогда все пишут про эти сны? На мой взгляд, это отличный способ раскрытия психологического портрета героя. Сны - это наше подсознание, наш внутренний мир. Таким образом, автор использует несколько способов раскрытия психологического состояния героя: мысли как осознанный способ, сны - как неосознанный. Баланс тонок, но поэтому многим и непонятен.
С отзывами разобрался, теперь далее о аспектах романа.
Атмосфера. Густая и жёсткая, как в "Метро 2033-34", и в то же время тёплая, как дома Вам, Анна, как никому из других авторов, писавших о постъядерной Москве, удалось приблизиться к оригинальной дилогии Дмитрия Глуховского. С этим нельзя не согласиться. Всё в ней сливается воедино: и напряжённые переходы по поверхности, и интересные блуждания по коллекторам Неглинки, и жуткие байки, и даже некоторые забавные моменты, наподобие колоритного Айрона Медного (Iron'а Maiden'ого ) и Вагнера с Кохом (то есть, я хотел сказать - Васи с Колей ). А мне, как я уже говорил, читать было приятно втройне из-за моего интереса к тайнам подземки и Третьего Рейха
И напоследок. Анна, многие в этой теме говорили про Ваш творческий рост. Это верно, вторая книга мне понравилась больше, чем первая. НО! Это не значит, что первый роман был написан хуже второго. Просто второй был лучше первого. Помните, стакан наполовину пуст и наполовину полон? Всё зависит от того, с какой стороны смотреть
Как я люблю говорить при сравнении "Метро 2033" с "Метро 2034" или "К свету" с "Во мрак" - эти книги разные. Ни одна не хуже другой. Просто одна из них лучше. Либо первая, либо вторая.
Так же и тут. И это просто радует. До глубины души
А в завершение отзыва напишу то же, что писал год назад.
Такого раньше не было. Спасибо вам, Анна, за отличное произведение! 5 из 5! 10 из 10!