|
"Сказки апокалипсиса"
Какие они, сказки 2033 года? О чем? Кто их герои? Сколько в них вымысла, а сколько — самой что ни на есть правды? Сильно ли изменились истории, которые родители на станциях метро и в подземных бункерах рассказывают на ночь детям, а взрослые — друг другу?
Мнение Артура Хмелевского!
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«До свидания»
Рецензия на «Метро 2033: За горизонт» Андрея Дьякова
Сколько раз я мысленно сетовал при чтении книг, что не могу оставлять отдельные отзывы на каждую главу. В случае с «За горизонт» мне удалось высказать своё мнение по пятнадцати главам из двадцати двух, плюс прологу. Оставшаяся, третья часть, будет разобрана уже здесь, в первой рецензии на третий роман автора.
Но так как я до сих не писал полноценных отзывов на его другие крупные произведения, то постараюсь наверстать упущенное.
«К свету» было прочитано ещё в то время, когда увлечение серией было минимальным. Да, было интересное чтиво, была интересная задумка, и я читал первопроходцев. Потому, в отличие от многих, дебют Дьякова меня не особо впечатлил. Обычный боевичок с детективной примесью, без особых напрягов читающийся. Из тех, которые после прочтения можно спокойно забыть. Однако уже тогда было ясно, что «Вселенная Метро» является не простой коммерческой структурой, а ещё и проектом с далеко идущими планами. А значит, просто так забыть события в общем-то проходной книги было нельзя.
Новость о написании «Во мрак» я воспринял как что-то само собой разумеющееся, но не обязательное. В то время я уже активно сидел на форуме портала metro2033.ru и пытался как-то участвовать в жизни сообщества «Вселенной Метро». Роман писался довольно долго, и в какой-то мере я поймал себя на том, что жду каждую новую главу, внимательно читаю и пишу отзыв. И мне нравится! Чувствовалось, что с момента написания «К свету» автор вырос в писательском плане, поднаторел на данном поприще, и новое его произведение получается тоже более взрослым. Неудивительно, что третью книгу я стал ждать с не меньшим нетерпением.
И вот «прощальный» роман написан автором и прочитан мной. Впечатление двойственное. Во-первых, учитывая мои впечатления от первых двух частей, выложенных на портале (и из которых я перечитал только кусочек седьмой главы, где появилась отсутствовавшая в свободном доступе отсылка к «Белому Барсу» Рамиля Карипова), то книга является более сильной, чем вторая часть трилогии. А учитывая свежее мнение о третьей части, то правильнее сказать, что «За горизонт» — книга выстраданная, а потому более реалистичная и более взрослая.
В какой-то мере после событий на Урале начинается нечто смахивающее на продвижение экспедиции в Кронштадт. Вот только на этот раз выживший покойник не сможет сообщить о себе… Вообще, очень жалко тех, кто покинул страницы романа до его завершения. Ну, кроме понятно кого.
Введение в повествование антагониста Тарана напоминает больше сопротивление клеток организма чужеродному организму. Такое ощущение, что будь это в реальной жизни, Сунгат плюнул бы на пришельца и как-нибудь разрулил бы ситуацию без жертв. С другой стороны, этот ход выгодно отличает «За горизонт» и от «Британии» Гранта МакМастера, и от «Корней небес» Туллио Аволедо (хотя здесь спорный момент: врагами оказались сами попутчики), и от «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна, с романом-эпопеей которого заключительная часть трилогии о Глебах имеет много общего.
Ещё не нравится, что по-прежнему отсутствует любовная линия. Когда в двадцатой главе Глеб с Авророй взялись за руки, я чуть было не закричал «Ну же! Обнимитесь! Поцелуйтесь!» Если не считать видение в эпилоге, ничто не указывает на то, что между подростками что-то есть. Невольно задаёшься вопросом: а умеет ли лучший автор серии прописывать именно такие чувства — любовь между мужчиной и женщиной?..
В остальном же Андрей постарался на славу. Убил всех зайцев, кроме «розового». И много новых локаций описал, и связок достаточно сделал, и трилогию закрыл. Теперь ждём гипотетическую космооперу «К звёздам»!
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
**** ******, говорится, что там иностранцы. Источник — замороженный «Враг моего врага» Сергея Кузнецова.
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
Цитата |
---|
Юра Тарасенко пишет:
овороссийск,Туапсе,Анапа,Краснодар в конце концов. |
Про Краснодар есть «Быть человеком». В замороженном состоянии находится роман о путешествии из Краснодара кое-куда.
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Сказки небесного духа»
Рецензия на «Метро 2033: Дочь небесного духа» Андрея Буторина
«Тёмные туннели». Теперь «Север». Уже совсем скоро — «К свету» и «Станция-призрак»… Да, трилогия о молодом сааме, его любимой и их верного друга-пса кончилась. Так же, как закончилась история Анатолия Томского и уже совсем скоро — Глеба и Тарана. Значит, пора прощаться?
Однако расставанию всегда предшествует встреча и общение. Книга, на обложке которой изображён Нанас, вышла уже давным-давно; её продолжение тоже ушла в прошлое. Осталась только третья часть. Завершение долгого разговора. И в нём всё не так. Нет новых поселений, новых героев — лишь капельку больше, зато проблем — выше крыши. Ну, и повествование косвенно ведётся от лица самой Нади Лопарёвой (в девичестве Будиной).
Начнём с того, что на девушку засматриваются и, не принимая во внимание живого мужа, зовут замуж. Половина — насильно. С этого начинается, развивается и раскручивается сюжет «Севера-3». Есть ещё погоня, новая власть в сыйте и море природного газа в Ловозёрских тундрах, но это лишь сопутствующие «головные боли».
Кстати, о Ловозёрских тундрах. Вообще, я заметил такую тенденцию: надо написать нормальный, крупный роман, а все возможные локации уже заняты. Что делает автор? Засовывает героя или героев в лабиринт и мучает их, мучает. Вот взять, к примеру, «Непогребённых» Сергея Антонова. Тоже же третья часть трилогии (правда, другой, само собой!), и там трое (или четверо? Забыл уже) персонажей продвигаются сквозь наполненное опасностей Метро-2. А здесь мистические горы. Ну, а что? Метрополитену на Кольском полуострове взяться неоткуда, а вот обширные пещерные системы можно и поизучать. Заодно немного рассказывается дополнительно о «волшебном камне»-радиоабсорбенте. Так вот. Лабиринт лабиринту рознь. Надо не только умело описать его козни, но и передать тамошнюю атмосферу. А её как раз нет. Пещеры не выполняют зачастую даже такую элементарную функцию, как ограничение пространства. Да, есть стены, пол (про потолок практически не вспоминается), но всё как-то абстрактно, как бы на всякий случай. Хуже всего воспринимается «присутствие» пещер в обретении власти Нанасом, Надей и Гором. Да и сами саамы с варварами в подобные моменты больше напоминают массовку, если не балласт.
Я тут говорил про атмосферу… Если с пещерной не получилось, то что можно сказать о постъядерной? Немного отойду от только что обозначенной темы. Когда в романах серии нет метро, «ортодоксальные» поклонники тут же начинают вопить, что книга никак не связана со «Вселенной», что надо было отдать её в «S.T.A.L.K.E.R.» и так далее. Что ж. Заткнитесь, товарищи! В «Дочери небесного духа» радиация находится настолько далеко, что на первый план выходят простые человеческие отношения, без учёта обязательного антуража. Так что постъядерной, ровно как и пещерной атмосферы здесь не найдёте. Не пытайтесь. Роман не о том.
Но если мы говорим о романе, то что можно сказать о его героях? Главным, вернее, главной стала, как я уже сказал выше, Надя, и Андрей постарался описать её действия и чувства как можно лучше. На втором месте можно спокойно назвать Сейда. Сейд… Аршинов… Вакса… Что стало с полюбившимся псом, ставшим в третьей книге уже полноценным персонажем с почти человеческой логикой?.. Не буду дальше распространяться по поводу сего голована, а то ещё ненароком растреплю то, что не следует знать раньше времени. Если не уже… Гм, а Нанаса застрелили! Только он жив остался! Что касается остальных персонажей, то они получились достойно. Встречам с ними радуешься, расставаниям — расстраиваешься. Хотя не из-за всех, чего уж там.
В целом же «Дочь небесного духа», как, скажем, «Свидетель» Константина Бенева и Ирины Барановой, можно лишь условно отнести ко «Вселенной Метро 2033», но и обе книги имеют право на жизнь. И в частности «Север-3» не оставил меня равнодушным.
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
Цитата |
---|
Михаил Шиврин пишет:
тёмные туннели с путешествием в питер |
Лучше бы прочитали «Тёмные туннели».
Изменено:
Леонид Добкач - 16.01.2013 21:11:09
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
Цитата |
---|
Александр Потапов пишет:
Фильм никто пока не снимает и не собирается снимать. Такие события сразу же освещаются на портале Кинопоиск.Ру. |
http://www.kinopoisk.ru/film/707412/ — хорошо быть идиотом неосведомлённым человеком, ничего не знаешь, говоришь себе бред, и нормально.
Изменено:
Леонид Добкач - 26.12.2012 19:09:59
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
Анна В., ты когда редактором успела стать?!
Цитата |
---|
Мария Усанова пишет:
Книгу пока не дочитала, но назрел вопрос к картографам. Точнее, пожелание. Почему бы не обозначить станции пересадок не 1 кружочком, а двумя? А то получается, что буква "М", символ бордюрщиков, занимает половину кружочка, а кулак, символ "Альянса", вторую половину. То же и с "Владимирской", и с "Пушкинской". Смотрится коряво... |
Мария, вопрос неоднократно поднимался в нашем тандеме с Ильёй Волковым. Признаюсь честно, именно он выступал за аналогичную «реформу» и претворял её в жизнь. Потому карта такая существует, и ко времени выхода «Питера-2» обещаю, что там будут полноценные пересадочные узлы!
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Подозреваемый»
Рецензия на «Метро 2033: Свидетель» Константина Бенева и Ирины Барановой
Во «Вселенной Метро» очень много разных книг. На разные темы, о разных городах и странах… О людях, всё ещё живущих на осколках почившего мира. Вот и «Свидетель» — роман необычный, и по многим причинам. Вроде место действия самое что ни на есть обычное (Санкт-Петербург), но соавторы смогли внести в образ Города своего шарма.
На самом деле, сказать, что данный роман относится к жанру постъядера — откровенно солгать читателю! Это драматический детектив, просто случайно попавший в рамки подземелий-бомбоубежищ. Его мир дышит не так, как остальные книги. Не натужно, откашливаясь радиацией, а полной грудью, уверенно. И лишь, чтобы не выделяться от толпы, периодически покашливает в необъятную ладонь, покрытую пушистым снежком.
Что ж, теперь о самом тексте, его плюсах и минусах. Одно из достоинств, в принципе, указано выше, поэтому продолжу. По мне, так самое лучшее, что есть в «Свидетеле» — это люди. Они ЕСТЬ! Чувствуется, что вокруг главных героев ходят «живые» выжившие, а сами протагонисты показаны по-настоящему, с полным раскрытием их судеб и характеров. Истории из придуманных для них жизней реалистичны, отчего хочется пожалеть (или, наоборот, осудить) персонажей. И выстроено всё так, что видно — они по-чеховски несчастны.
Ещё очень понравилось обилие пословиц, поговорок и крылатых выражений в романе. Одновременно добавляет и богатства авторской речи, и бытовой действительности, радующей глаз своим присутствием.
Теперь о детективности самой истории. Первая половина книги полна флэшбэков и не идёт на пользу основному жанру. Да, есть завязка конфликтов, подозреваемый, раскрытие ситуации… Но по-настоящему авторы берутся «за дело №» где-то с середины действия. И берутся основательно! Понять, что к чему, можно, но лично у меня на протяжении большей части текста возникали сомнения в правильности своего мнения. И, что немного приятно, угадать я смог с первого раза. И со второго тоже.
Смешно — роман точно детектив, но один из главных героев явно разрушает всю отлаженную авторами систему восприятия: он попадает в новые реалии, со стороны действительно не очень приятные, и имеет свою собственную цель. И цель эта — мысль всего повествования. Какая — достаточно дочитать до последней книги, и прочитать её вслух, прочувствовать её. Меня она задела за душу.
Что ж, есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. В смысле, теперь о минусах. Первый, который я, впрочем, за минус не считаю, но не могу не упомянуть, потому что некоторые читатели серии не любят кардинальных изменений. А речь идёт о… атмосфере книги. Она не постъядерная, нет. Кого-то это расстроит или разозлит, остальным прочу погружение в это необычное видение мира «Вселенной Метро» с головой.
По идее, не понравиться должно ещё как минимум что-то. Омерзение от состояния описываемого государства и относительно отрицательных персонажей? Грустное расставание между и с любимыми героями? Всё не то… Не зря говорят, что романы, написанные в соавторстве, значительно лучше сольных. Константин и Ирина, давно зарекомендовавший себя тандем, прекрасно справился с поставленной задачей. Они смогли не только создать красивую и серьёзную историю, но и свой дивный новый мир, в котором уже существуют два рассказа, моменты из которых проскальзывают в романе.
Второй прочитанный мной роман от сборничан меня порадовал. Очень хочется, чтобы эти соавторы, а также некоторые другие попавшие в «Последнее убежище» ещё не раз радовали нас своим творчеством!
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Политическая карта»
Рецензия на «Метро 2033: Изнанка мира» Тимофея Калашникова
Персонажи уходят из книги один за другим,
Словно им отвратительна роль, неприятны партнеры;
Или автор (безумный создатель) вдруг взял и затер их —
Затерял меж торосов жестокой словесной пурги.
Персонажи уходят — открыто бегут со страниц —
Прямо в руки врагам, натыкаясь на пули и пики,
Смело в пропасть шагая, успев что-то важное крикнуть.
Сами мылят веревку ли, ждут ли наемных убийц —
Персонажи уходят. Незыблем лишь главный герой.
Словно кто-то его бережет/охраняет/лелеет.
А для всех остальных в каждой новой главе — лотерея,
О которой герой наш зачем-то мечтает порой.
Будто он недоволен судьбой. Будто тоже в душе
Он не против уйти, если верный найдется попутчик.
Жить у бога за пазухой — может и это наскучить.
Извини, дорогой, ты ведь знаешь прекрасно сюжет…
М. Зиновкин, эпиграф к главе -1 «О главном герое замолвите слово».
Я, такой-сякой, добрался до книги значительно позже запланированного. Надеюсь, автор, во всех четырёх обличьях, меня простит. Тем более впечатления от его частичного дебюта получились положительными.
Сразу замечу, что довольно легко было заметить, где кто написал. Образ главной злодейки явно прописан женской рукой, её отца — мужской, опытной (аккуратное разграничение эмоций, правильная оценка каждой). Главного героя определённо вёл человек с иным характером, но явно мужчина. И, что касается батальных сцен, епархии Константина Баранова, тут тоже явственно чувствуется иная рука. Как будто в вымышленного Тимофея Калашникова вселялся бес и заставлял плясать пальцы под его дудку. Ибо крови пролилось не просто немало, а чересчур много.
Надо отдать Константину должное: крови, может, и много, зато самые «пикантные» подробности опущены. Оттого и картинка возникала незамысловатая: залитые кровью станции или перегоны, мёртвые тела и бесхозные стволы на полу.
Добавлю ещё: чаще всего от пуль и ножей погибали второстепенные… нет, не так. Эпизодические персонажи. Возможно, сейчас ступлю на зыбкую почву спойлеров, но не могу не заметить, что один из самых частых ходов, использованных «двухголовым Янусом» и предвещавших кровавую сцену, стал разговор часовых. Нет-нет, а что-то да и случится в момент мирной болтовни «обо всём и ни о чём». Видимо, следовало объяснить появление ненужных для сюжета героев путём временного введения в этот самый сюжет.
Теперь от эпизодических «персов» к ключевым фигурам. Каждому досталась своя. За исключением, кажется, только Баранова. Или это он взялся за Сомова? Так или иначе, все главные герои получились самобытными, с абсолютно непохожими характерами. По иронии судьбы, все они — враги и «адепты» одной и той же идеологии. Не знаю уж, на каком именно этапе написания «Изнанки» в проект вступил Андрей Гребенщиков, но и в его дебютном сольном романе, и здесь чётко разграничиваются коммунисты и большевики. И этот принцип, вкупе с борьбой за власть над Севером Красной Линии, становится краеугольным камнем повествования.
Эпилог романа преподнёс издевательские сюрпризы: Майк Зиновкин забракован Москвиным (Геннадием, не Сергеем!), а сам Тимофей Калашников — враг народа. Хотя есть в «Изнанке» неожиданности и поприятнее: сделаны реверансы в сторону «Санитаров» и «Царства крыс».
Немного о минусах. Выделю два. Первый — название. «Фанфик на самих себя» ещё может носить такое, но в описании Лицевой стороны истории не хватило сюжетного фундамента под словосочетание, попавшее на обложку. Если честно, до прочтения книги, думал назвать рецензию «Мир наизнанку», но ничего подобного в «Изнанке мира» нет. Просто аллюзия на социальные реалии прошлого.
Второй и гораздо более существенный недостаток заключается в обилии матерных и просто ругательных слов. Не припоминаю такого количества обсценной лексики ни в одной мало-мальски хорошей книге. Здесь же это бросалось в глаза и резало по ним.
Однако соавторам удалось по-новому описать оплот московских коммунистов, рассказать подробности о них и не забыть о существовании других государств, типа Полиса и Ганзы. Ещё бОльшая их заслуга — то, что они, вчетвером, не считая автора эпиграфов, смогли написать такое противоречивое произведение! Конечно, повторная попытка объединиться вряд ли будет, но… чем чёрт не шутит?
|
|
|
Cообщений: 977
Регистрация: 28.08.2010
|
«Омномном»
Рецензия на «Метро 2033: Голод» Сергея Москвина
Очень сложно писать рецензии на книги такого рода. Особенно когда подобных прочитано от силы четыре. Всегда считал триллеры не самым любимым жанром, однако мастерство Сергея сумело перевесить.
Весь роман завязан на противостоянии инфернального демона (существование которого почти не объясняется, хотя сам Вячеслав Бакулин говорил, что всё сверхъестественное должно худо-бедно быть объяснено!) и горстки выживших. В этом отношении задумка кажется сомнительной, несколько отторгает. Однако оторваться просто невозможно! Книга затягивает, словно чёрная дыра. Можно даже похвалить Дмитрия Глуховского за то, что он абсолютно точно охарактеризовал новое произведение Москвина. Подготовился морально, хотя и не полностью.
Однажды было отмечено, что начали выходить книги без квестовой структуры. Это и «Наследие предков», и «Право на силу», и «Изнанка мира» (если честно, до сих пор не прочитал, но название в том утверждении фигурировало)… «Голод» оказался не исключением. На этот раз это не биполярный мир, как у Сурена Цормудяна и Дениса Шабалова, а разделённые естественными полосами холода и смерти мелкие поселения, по-прежнему держащиеся за клочок земли. Новой Земли. Несмотря на упоминание Крепости, используются в основном Застава и посёлок Северный, чем-то отдалённо напоминающий пояс Щорса в «Ниже ада» Андрея Гребенщикова, Венецию в «Корнях небес» Туллио Аволедо и ещё один объект, который встретится опять же у Андрея.
А вот события, разворачивающиеся на протяжении большей половины романа, скорее похожи на один из прочитанных триллеров. А именно на череду убийств и… оживления мертвецов (!) в романе Карины Шаинян «Западня. Шельф» из другого литературного межавторского проекта — «Этногенеза». Крови на страницах книги — в переносном, разумеется, смысле! — очень много, но они не вызывают должного отвращения и желания отругать автора за чрезмерное пролитие «казённой» алой субстанции. Вроде и персонажей основных немного, в отличие от, скажем, «Отражения во мгле» Сурена Цормудяна, а сострадания не вызывает никто. Разве что оставшиеся в живых и их незримые советчики (что тоже «научно» не объясняется!). Например, Бориса и Катерину очень хотелось убить. За что злобное спасибо.
Кстати, если я уж заговорил о героях, отмечу ещё двоих: Леонида «Карпа» Карпатьева и Леонида, брата Сани. Не знаю, совпадение это или нет, но вот холодок пробегал в моменты столкновения с ними (дело в том, что я заведомо не люблю персонажей-тёзок).
Теперь немного о прямых и косвенных связках: в «Увидеть Солнце» упоминается Новая Земля, а в «Голоде» — Новосибирск. Ничего не напоминает? «И в «Ледяном плене» упоминается Кениг, а в «Наследии предков» — Пионерск». Да-да, «Голод» стал уже вторым романом, написанным автором произведения о другой локации (пускай Дмитрия говорил о «Ледяном плену», написанном Игорем Вардунасом, а не о «Страннике» Сурена, и Москва, и протагонист его дебютной книги тоже упоминаются)! Очень приятно было читать ту лёгкую, ненавязчивую отсылку (и удивительна, хотя для и меня ожидаема, встреча с одним из персонажей «Увидеть Солнце»). Ровно как и краткий реверанс в сторону «Метро 2034» и «Севера».
Москвину хотелось сделать свои метророманы непохожими друг на друга, руководствуясь опытом оригинальной дилогии. Что ж, новую книгу, если проводить параллели с творчеством Глуховского, проще сравнить с его «Сумерками». Так же загадочно, не менее страшно и жутко. Иногда приходилось «выплывать на поверхность», прочь из обеих книг, чтобы случайно не оказаться посреди мистических и ужасных событий. За весь этот вихрь впечатлений большое читательское спасибо!
И напоследок: Нга был в Италии…
|
|
|
|
|