Да без проблем =) Как раз сейчас к экзамену по теории литературы готовлюсь, лишний раз повторю =) Пожалуй разделю на два блока. Сначала глобально, дабы мы могли разогнаться и настроиться на серьезную волну. Затем от общего к частному (диалоги, описания, слова паразиты)
Выращиваем помидор! От семечки до сочного томата!
Итак, сейчас мы с вами покрутим в руках основы теории текста и сами не заметим, как узнаем об удачном выстраивании текста и еще о многом другом. Но начнем, пожалуй, немного издалека. Возможно, где-то повторимся в наших беседах. Не беда, повторение - мать учения.
Её величество Теория!
Что из себя представляет тот набор слов, который мы называем художественным текстом (рассказом, романом, опусом, гениальной рукописью)? Это нечто, обладающее каким-то содержанием, выраженным в определенной форме. Оба этих элемента невероятно важны для произведения. С виду банальщина какая-то, однако стоит отметить, что не всегда горе-авторы оба элемента используют.
Содержание - то, что изображается, оценивается, обсуждается. Вот например содержанием этого поста является изучение теории литературы и применение его на практике. А в романе/рассказе - это события, темы, проблемы и оценки.
Форма - система орудий вашего писательского труда. Речь, композиция, художественные изобразительно-выразительные средства.
К сожалению бывает так, что писатель прекрасно владеет языком, но пишет полнейшую бессмыслицу. Или же губит отменную задумку абсолютное "нечитабельностью". мы же с вами будем стремиться к тому, чтобы оба компонента присутствовали и гармонично сочетались. Вы не против? Ну вот и славно.
Стиль - это (да не икнет мой преподаватель теории) ничто иное, как характер связи различных элементов формы, наложенных на содержание. Если проще, то стиль - это то, как конкретный автор связал весь текст. Могут добавляться новые элементы или меняться содержание, но все они завязываются на канве стиля.
Можно и без него обойтись, конечно. Как и без содержания. Но мы с вами не Щетинины. Мы будем писать литературу, а не наборы знаков.
Создаваемый вами текст должен бы иметь определенный сюжет. Обращу ваше внимание на то, что сюжет - это не только цепочка событий и действий героя. Это еще и все те процессы, которые происходят в сознании героя - ведь они тоже движут им, влияют на него. Они могут не проявляться в конкретных поступках, но для них должно найтись место в вашем творении. Безжизненно смотрятся постоянные описания от лица автора - разнообразьте ваш текст взглядом на мир героев. Не просто опишите внешность, а позвольте сказать о ней персонажам. Вы сами удивитесь, как оживет текст, какими индивидуальными и яркими станут пейзажи и портреты!
Описывайте не только конкретные поступки - сопроводите их переживаниями героя и дополните тем, как воспринимает их кто-то еще. Три описания вместо одного дадут объем тексту, к которому читателю будет приятно прикасаться.
Кстати, не забывайте, что рассказ - не энциклопедия. Не обязательно все это ставить рядом - разделите поступок и его мотив и в результате получите интригу. Не обязательно объяснять все, не отходя от кассы.
Композиция - это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств. Ее цель расположить все куски так, чтобы они замыкались в полном отражении идеи произведения. Фундаментом композиции является организованность вымышленной и изображенной автором реальности.
Элементарно, Ватсон!
Из каких элементов можно собрать пирамидку вашей нетленки? Традиционно выделяются следующие:
Экспозиция - изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке. (Может быть описано в прологе или прозвучать в тексте - ваш герой может с кем-то познакомиться и рассказать о себе, к примеру)
Предыстория - это сообщение о прошлом персонажа, объяснение читателю, как формировались характеры действия. (В чем разница? Экспозиция - быт героя от рождения до бесконечности. Предыстория - непосредственно те события, благодаря которым герой оказался именно конкретно здесь, сейчас и в таком состоянии)
Последующая история - это сообщение о том, как сложились судьбы персонажей после завершения действия. (Может реализоваться в эпилоге или продолжении текста уже в новом произведении)
Пролог - придуман для того, чтобы автор мог сказать, что, зачем и почему он решил написать. Кратко рассказать о содержании или ввести экспозицию, предысторию. (Располагается в самом начале, до основного текста)
Эпилог - завершает произведение. Послесловие автора или последующая история.
Элементами композиции являются:
Повторы и вариации – это группа приемов, служащих выделению и акцентированию наиболее важных, особенно значимых моментов и звеньев ткани произведения.
Мотив – это особо важный компонент произведений. Он непосредственно связан с темой и идеей произведения (хотя это и не одно и тоже). Это важная мысль, глубокий образ, который прячется в тексте и стучит молоточком по сознанию читателя.
Не знаете из чего строить текст? Используйте эти "кирпичи" и получите настоящий вековой замок!
Выращиваем помидор! От семечки до сочного томата!
Итак, сейчас мы с вами покрутим в руках основы теории текста и сами не заметим, как узнаем об удачном выстраивании текста и еще о многом другом. Но начнем, пожалуй, немного издалека. Возможно, где-то повторимся в наших беседах. Не беда, повторение - мать учения.
Её величество Теория!
Что из себя представляет тот набор слов, который мы называем художественным текстом (рассказом, романом, опусом, гениальной рукописью)? Это нечто, обладающее каким-то содержанием, выраженным в определенной форме. Оба этих элемента невероятно важны для произведения. С виду банальщина какая-то, однако стоит отметить, что не всегда горе-авторы оба элемента используют.
Содержание - то, что изображается, оценивается, обсуждается. Вот например содержанием этого поста является изучение теории литературы и применение его на практике. А в романе/рассказе - это события, темы, проблемы и оценки.
Форма - система орудий вашего писательского труда. Речь, композиция, художественные изобразительно-выразительные средства.
К сожалению бывает так, что писатель прекрасно владеет языком, но пишет полнейшую бессмыслицу. Или же губит отменную задумку абсолютное "нечитабельностью". мы же с вами будем стремиться к тому, чтобы оба компонента присутствовали и гармонично сочетались. Вы не против? Ну вот и славно.
Стиль - это (да не икнет мой преподаватель теории) ничто иное, как характер связи различных элементов формы, наложенных на содержание. Если проще, то стиль - это то, как конкретный автор связал весь текст. Могут добавляться новые элементы или меняться содержание, но все они завязываются на канве стиля.
Можно и без него обойтись, конечно. Как и без содержания. Но мы с вами не Щетинины. Мы будем писать литературу, а не наборы знаков.
Создаваемый вами текст должен бы иметь определенный сюжет. Обращу ваше внимание на то, что сюжет - это не только цепочка событий и действий героя. Это еще и все те процессы, которые происходят в сознании героя - ведь они тоже движут им, влияют на него. Они могут не проявляться в конкретных поступках, но для них должно найтись место в вашем творении. Безжизненно смотрятся постоянные описания от лица автора - разнообразьте ваш текст взглядом на мир героев. Не просто опишите внешность, а позвольте сказать о ней персонажам. Вы сами удивитесь, как оживет текст, какими индивидуальными и яркими станут пейзажи и портреты!
Описывайте не только конкретные поступки - сопроводите их переживаниями героя и дополните тем, как воспринимает их кто-то еще. Три описания вместо одного дадут объем тексту, к которому читателю будет приятно прикасаться.
Кстати, не забывайте, что рассказ - не энциклопедия. Не обязательно все это ставить рядом - разделите поступок и его мотив и в результате получите интригу. Не обязательно объяснять все, не отходя от кассы.
Композиция - это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств. Ее цель расположить все куски так, чтобы они замыкались в полном отражении идеи произведения. Фундаментом композиции является организованность вымышленной и изображенной автором реальности.
Элементарно, Ватсон!
Из каких элементов можно собрать пирамидку вашей нетленки? Традиционно выделяются следующие:
Экспозиция - изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке. (Может быть описано в прологе или прозвучать в тексте - ваш герой может с кем-то познакомиться и рассказать о себе, к примеру)
Предыстория - это сообщение о прошлом персонажа, объяснение читателю, как формировались характеры действия. (В чем разница? Экспозиция - быт героя от рождения до бесконечности. Предыстория - непосредственно те события, благодаря которым герой оказался именно конкретно здесь, сейчас и в таком состоянии)
Последующая история - это сообщение о том, как сложились судьбы персонажей после завершения действия. (Может реализоваться в эпилоге или продолжении текста уже в новом произведении)
Пролог - придуман для того, чтобы автор мог сказать, что, зачем и почему он решил написать. Кратко рассказать о содержании или ввести экспозицию, предысторию. (Располагается в самом начале, до основного текста)
Эпилог - завершает произведение. Послесловие автора или последующая история.
Элементами композиции являются:
Повторы и вариации – это группа приемов, служащих выделению и акцентированию наиболее важных, особенно значимых моментов и звеньев ткани произведения.
Мотив – это особо важный компонент произведений. Он непосредственно связан с темой и идеей произведения (хотя это и не одно и тоже). Это важная мысль, глубокий образ, который прячется в тексте и стучит молоточком по сознанию читателя.
Не знаете из чего строить текст? Используйте эти "кирпичи" и получите настоящий вековой замок!
Изменено:
Дашка Авдеева - 15.01.2012 19:56:27