- Кто такой Чехов?
- Это снайпер из 138-й стрелковой дивизии 62-й армии.
- А Достоевский?
- Николай Герасимович Достоевский - генерал-майор, начальник штаба 3-й ударной Армии.
Они смеются.
- Это, капитан, немного не то, чего мы хотим, но твои ответы мы принимаем.
35 лет назад, в рухнувшей под собственной тяжестью стране, а вернее на ее западных форпостах учился в самой обыкновенной советской школе самый обыкновенный советский пионер Андрюша. Литература была не самым его любимым предметом. Гораздо больше удовольствия ему доставлял футбол на школьном дворе, вместо прочтения скучных томов плохого качества из серии «Классики и современники».
Сколько неудовольствия доставляло ему прочтение хрестоматийных «Прапороносців», «Партія веде» и других сочинений от тогдашних вечных классиков.
Как часто его учительница литературы любила рассказивать о том, что 30 лет назад, ее поколение запоем читало масcу литературы. Как часто она повторяла свою ритуальную фразу: «Ваше поколение не имеет будущого, вы не любите читать, а значит не можете развиваться»
25 лет назад, уже студент одного из многочисленных ВУЗов СССР и уже комсомолец Андрей сидел на нудных лекциях, копировал чужие конспекты первоисточников, сдавал зачеты по научному коммунизму, марксистко-ленинской философии, истории КПСС и многим прочим дисциплинам, которые требовали прочтения огромного количества объемной литературы. Сидел он над ней и чахнул. Думал, что больше никогда в жизни не сядет добровольно за книгу.
Его преподаватели часто ругали его поколение как нечитающее. Часто говорили они, что люди которые читают из-под палки не смогут занять свою нишу в жизни. Пытались они привить своим студентам вкус к чтению специфической литературы, литературы, которую они считали вечной: Роллан, Драйзер, Барбюс, Симонов, Ремарк. Но студентам было интереснее читать Солженицына, Аксенова, Коржавина, Бродского, Булгакова и другую запрещенную или отвергнутую литературу. Тогда она расходилась в бесчисленных копиях плохого качества. Часто ходили по рукам зачитанные до дыр западные детективы на немецком и английском языке, самого разнообразного качества переводы тогдашней западной литературы: Воннегут, Кинг, Форсайт и многие другие. Тогда осуждали чтение этой литературы, считая ее однодневной и неглубокой.
Прошло много-много лет, действие происходит в наши дни. Спустя годы он прочитал многие из тех книг, которые в юности казались ему полнейшей ахинеей. Осилил он и многих классиков, которые в 20 лет казались ему реликтами далекого прошлого. Теперь уже Андрей Батькович метает с своих амвонов молнии тех, кого он учит. Частенько он отбирает томики, с плохой бумагой но очень красочными обложками из самых разнообразных серий. Начиная от того-же Стивена Кинга, и заканчивая макулатурой вроде серии «Вархаммер», «S.T.A.L.K.E.R.» и «Вселенной Метро 2033».
Сначала он пытался идти по стопам тех, кто учил его 25 лет назад. Но затем он оглянулся на свое поколение и одумался.
Каждое поколение считает, что через 20-30 лет, когда они отойдут от активной деятельности, мир рухнет. Старшее поколение всегда ругает тех, кого оно учит, клеймит как невежд и неучей. Но смысл литературы в чтении. Без разницы, что человеку нравится и что он читает. Если отбить у него желание читать в молодости, то в будущем он к этому никогда не вернется. Пусть читают хоть «Метро…» хоть «Сталкер», главное, что бы читали. Каждый человек рано или поздно продвигается по литературной лестнице, меняет свои предпочтения, возвращается к тому, что категорически не хотел читать. Через 20 лет они окажутся на его месте, и будут делать уже свой выбор в отношении следующего поколения. И снова им будет казаться, что они – лучше чем их наследники. Главное в постановке вопроса не то, что будут читать, а то, будут ли читать? Читать будут всегда. От Толстого до газет в туалете. И неважно в каком формате, в электронном или в бумажном.
- Это снайпер из 138-й стрелковой дивизии 62-й армии.
- А Достоевский?
- Николай Герасимович Достоевский - генерал-майор, начальник штаба 3-й ударной Армии.
Они смеются.
- Это, капитан, немного не то, чего мы хотим, но твои ответы мы принимаем.
35 лет назад, в рухнувшей под собственной тяжестью стране, а вернее на ее западных форпостах учился в самой обыкновенной советской школе самый обыкновенный советский пионер Андрюша. Литература была не самым его любимым предметом. Гораздо больше удовольствия ему доставлял футбол на школьном дворе, вместо прочтения скучных томов плохого качества из серии «Классики и современники».
Сколько неудовольствия доставляло ему прочтение хрестоматийных «Прапороносців», «Партія веде» и других сочинений от тогдашних вечных классиков.
Как часто его учительница литературы любила рассказивать о том, что 30 лет назад, ее поколение запоем читало масcу литературы. Как часто она повторяла свою ритуальную фразу: «Ваше поколение не имеет будущого, вы не любите читать, а значит не можете развиваться»
25 лет назад, уже студент одного из многочисленных ВУЗов СССР и уже комсомолец Андрей сидел на нудных лекциях, копировал чужие конспекты первоисточников, сдавал зачеты по научному коммунизму, марксистко-ленинской философии, истории КПСС и многим прочим дисциплинам, которые требовали прочтения огромного количества объемной литературы. Сидел он над ней и чахнул. Думал, что больше никогда в жизни не сядет добровольно за книгу.
Его преподаватели часто ругали его поколение как нечитающее. Часто говорили они, что люди которые читают из-под палки не смогут занять свою нишу в жизни. Пытались они привить своим студентам вкус к чтению специфической литературы, литературы, которую они считали вечной: Роллан, Драйзер, Барбюс, Симонов, Ремарк. Но студентам было интереснее читать Солженицына, Аксенова, Коржавина, Бродского, Булгакова и другую запрещенную или отвергнутую литературу. Тогда она расходилась в бесчисленных копиях плохого качества. Часто ходили по рукам зачитанные до дыр западные детективы на немецком и английском языке, самого разнообразного качества переводы тогдашней западной литературы: Воннегут, Кинг, Форсайт и многие другие. Тогда осуждали чтение этой литературы, считая ее однодневной и неглубокой.
Прошло много-много лет, действие происходит в наши дни. Спустя годы он прочитал многие из тех книг, которые в юности казались ему полнейшей ахинеей. Осилил он и многих классиков, которые в 20 лет казались ему реликтами далекого прошлого. Теперь уже Андрей Батькович метает с своих амвонов молнии тех, кого он учит. Частенько он отбирает томики, с плохой бумагой но очень красочными обложками из самых разнообразных серий. Начиная от того-же Стивена Кинга, и заканчивая макулатурой вроде серии «Вархаммер», «S.T.A.L.K.E.R.» и «Вселенной Метро 2033».
Сначала он пытался идти по стопам тех, кто учил его 25 лет назад. Но затем он оглянулся на свое поколение и одумался.
Каждое поколение считает, что через 20-30 лет, когда они отойдут от активной деятельности, мир рухнет. Старшее поколение всегда ругает тех, кого оно учит, клеймит как невежд и неучей. Но смысл литературы в чтении. Без разницы, что человеку нравится и что он читает. Если отбить у него желание читать в молодости, то в будущем он к этому никогда не вернется. Пусть читают хоть «Метро…» хоть «Сталкер», главное, что бы читали. Каждый человек рано или поздно продвигается по литературной лестнице, меняет свои предпочтения, возвращается к тому, что категорически не хотел читать. Через 20 лет они окажутся на его месте, и будут делать уже свой выбор в отношении следующего поколения. И снова им будет казаться, что они – лучше чем их наследники. Главное в постановке вопроса не то, что будут читать, а то, будут ли читать? Читать будут всегда. От Толстого до газет в туалете. И неважно в каком формате, в электронном или в бумажном.