|
Свора!Пролог!Город семи ветров!Первый роман о БАКУ!Авторы о романе Район ОбетованныйМнение Артура Хмелевского!Картограф о романе Эмбрион. Начало!Слово Леониду Добкачу!Павел Майка отвечает на вопросы!Новый оффлайн!28.12.2015: Авторы о романе "Чужими глазами"Пишет news
Татьяна Живова: Посмотреть другими глазами (рецензия на роман Сергея Семёнова «Чужими глазами»)
Читать фантастический роман о городе, в котором живёшь, всегда интересно и… немного странно. Странно натыкаться в тексте на знакомые названия, видеть знакомые места, преображённые фантазией автора, «бродить» по ним вместе с героями повествования. Как будто ты сам, привычно свернув на знакомую улочку, вдруг попадаешь в другой, параллельный мир, в котором всё совсем не так, как ты привык видеть, слышать и ощущать. И ты смотришь на свой город (не могу сказать «родной» - всё-таки нижегородка я - всего лишь четвёртый год…) другими глазами. Нет, не чужими – ибо этот город уже успел проникнуть в тебя, укорениться, врасти - а именно другими. И вот этими «другими» глазами ты вдруг замечаешь, что в романе – помимо людей – есть ещё один герой, который живёт, дышит и действует с ними наравне, рядом с ними. И этот герой – сам город. Автор неспешно выписывает историю Нижнего Новгорода после катастрофы (в романе она названа Страшным днём). И столь же неспешно, подобно экскурсоводу, проводит нас по его улицам, площадям и набережным. Словно художник-пейзажист раскрывает красоту города. И город оживает, восстаёт из руин, начинает участвовать в сюжете, манить и пугать своими тайнами… Он живёт, дышит, разговаривает с читателями – как может: скрипом разбитых окон и провисших дверей, лязгом кусков железа на крышах, покосившихся реклам и дорожных знаков, шелестом ветвей, звуками, шорохами, запахами… Город пытается поведать людям свою историю и спросить их: почему, люди? Чего вам не хватало – что вы всё разрушили?.. Сергей неоднократно говорил, что ему было жаль «разрушать» Нижний. И вот это его трепетное отношение к городу, любовь к нему мне увиделись сквозь все постъядерные декорации, что автор соорудил на страницах своего романа. Ну честное слово: развалины, мутировавшая флора и фауна – всё это промелькнуло у меня как-то краем глаза и показалось настолько незначительным, словно было тут только затем, что так «положено» по канонам серии. А на самом деле автор прекрасно обошёлся бы и без этих декораций и статистов. Потому что для него куда важнее – описать сам город и его людей. Тех, кто выжил, и кто продолжает бороться за выживание. Причём бороться – самыми разными способами. Вплоть до развязывания новых войн за территории, ресурсы и власть. Казалось бы, двадцать лет назад людям уже был преподан самый страшный урок в их истории, чтобы навсегда забыть о войнах и вражде. Но нет! Снова чьи-то жадность и амбиции развязывают конфликт, снова люди делятся на «своих» и «чужих». И удел «чужих» при этом раскладе – смерть. И вот на этом фоне тянется главная нить сюжета - драма главного героя, сталкера-отшельника Аркана, пытающегося узнать о судьбе сгинувшего в этой новой бойне за чужие интересы сына-сталкера. Мне роман сразу же, с первых ознакомительных глав показался ориентированным именно на взрослого, обладающего немалым жизненным опытом читателя. Тех, кто знает, каково это – быть родителями или просто – воспитывать детей, переживать за них. И – никому такого не пожелаю! – возможно, терять их… Поэтому меня немного беспокоит, что неспешное описательное начало и обилие переживаний главного героя о судьбе сына сподвигнет наших «йуных воЕнов и Шталкеров» на гневные вопли: «Скучно! Где экшен с первых страниц? Где крутые герои? Где кровожадные вичухи и пауки размером с автобус? Что за слюни-сопли?!» и пр. Им-то не случалось быть на месте Аркана - отца. Они ещё сами – дети. А вот взрослые, думаю, поймут. И оценят тот накал родительских чувств и эмоций, который автору удалось передать через своих героев. Когда мать в прямом смысле по капле отдаёт свою жизнь ради того, чтобы жил её ребёнок и другие её близкие люди. Когда даже самый суровый и несгибаемый мужик будет до боли в сердце переживать о судьбе родного человека, места себе не находить и… плакать, не стыдясь окружающих, узнав о том, что же с ним сталось. От горя или от радости – неважно (я просто не хочу спойлить). Хотя, может быть иные из юных читателей, прочтя этот роман, вдруг посмотрят на сферу отношений «отцов и детей» глазами взрослого человека. Быть может, поставят себя на его место, посмотрят на себя другими, ЕГО ГЛАЗАМИ и впервые задумаются о том, что же могут чувствовать к ним их родители. И после этого начнут куда более бережно относиться к ним, понимать их беспокойство и «навязчивую» заботу и не сердиться на это. Ведь никогда не знаешь, долго ли ещё твой самый родной в мире человек будет рядом с тобой. Вообще тема любви к родным людям и к людям вообще, тема человеческой общности, дружбы и единства перед лицом невзгод проходит сквозь сюжет романа яркой красной нитью. И не только у главного героя. Автор как бы призывает читателей посмотреть на взаимоотношения между людьми не только своими, но и чужими глазами и, может быть, что-то пересмотреть в этом вопросе. Не зря же в конце концов «прозревает» от своего намеренного отшельничества некогда ушедший от людей Аркан, не зря понимает, что из-за этого отгораживания от них и жизни в одиночестве он лишил себя солидного куска жизни:
«Слова крепко засели в голове у Аркадия, разбередили что-то в душе. «Человек живет ради человека». Что он сделал не так в своей жизни? Не в том ли его вина перед людьми, что он забыл про них, выбрав долю отшельника? Аркан неожиданно понял, что годы, проведенные в одиночестве, были самыми пустыми в его жизни. Понял, что, лишив себя общества людей, отнял у себя возможность смотреть на людские боль и радости, сопереживать… Человек может стать по-настоящему человеком только среди людей. Может, потому и случился ядерный Армагеддон — потому что люди разобщились, потому что эгоизм победил дружбу? И сейчас людям дали еще один шанс, а они упускают его, даже не задумываясь…»
Но вернусь к впечатлениям. Хочу отметить в романе ещё несколько, на мой взгляд, интересных моментов. Первое. Автор пощадил Нижний не только тем, что (в соответствии с уже заявленным в романах «Из глубин» и «За горизонт») «сбросил» ядерные бомбы (две) на его окраины (в названных романах не было указано, куда именно они упали, и Сергей, видимо, решил воспользоваться этой лазейкой). Но и тем, что не стал своей авторской волей разводить в убежищах выживших – в метро и в большей части бункеров - хаос, анархию, насилие и кровавый беспредел – верных спутников рухнувшего благополучия и цивилизованности. Конечно, нижегородское метро по сравнению с тем же московским – крохотное, и размах деятельности по наведению порядка среди выживших, конечно, несопоставим. Но импонирует то, что после первых дней паники, опустошённости и истерии укрывшиеся в нём не превратились в диких зверей и не стали, пользуясь неразберихой и отсутствием закона и порядка жить по пресловутому праву силы – как это сделали, к примеру, обитатели одного из городских бункеров. Нет, они сумели довольно быстро собраться с духом, навести порядок, восстановить законность и начать налаживать быт (в романе очень интересно и, главное – правдоподобно описывается, как это всё происходило). И вот эта вера Сергея в людей, в их стойкость перед моральным падением меня ну очень порадовала! Второе. Уже упомянутая мною правдоподобность. Чем хороша новая локация – её автор-первооткрыватель не связан тем, что придумали до него, и может задавать какие угодно рамки и развлекаться выплесками фантазии, как его душеньке угодно. Сергей в данном случае действует довольно сдержанно. На страницах его романа вы не встретите мега-фантастических монстров, будто вышедших из глюков укуренного разработчика компьютерных стрелялок. Все мутировавшие животные – это, в основном, всем знакомые и привычные городские обитатели: вороны, чайки, собаки, голуби, крысы или же лесное зверьё: волки, медведи, орланы, змеи и прочие. Изменённые радиацией и мутациями – но всё же не до полной неузнаваемости. Встречается, конечно, некоторое количество и странных существ и растений, про которых навскидку и не поймёшь, из кого и чего они мутировали, но откровенно «клюквенной» фантасмагории я в романе не заметила. Иные обитатели вообще «присутствуют» в сюжете лишь в виде настораживающих теней или леденящих душу звуков, воплей и шорохов. Или вообще – слухов и баек. Некоторые из них, впрочем, даже «выходят из сумрака» и пытаются добраться до героев, но кто это был, какого размера и с каким количеством зубов, когтей и прочих частей тела – зловещая тайна, покрытая радиоактивным мраком ночи. Потому что отпирать дверь убежища и смотреть, кто же там и чем по ней шкрябает – себе дороже! Не забывает автор и природные явления – как привычные, типа потрясающей красоты закатов над Волгой (а они тут и правда потрясающие!), так и появившиеся после Страшного дня. Странные густые туманы, в которых может произойти всё, что угодно, чудовищные грозы, так называемые локалки – аномальные места с повышенным фоном, которые приходится долго и осторожно обходить «огородами», и жемчужина «коллекции» - жуткая и величественная хроноаномалия на месте падения одной из бомб – всё это придаёт постъядерному Нижнему Новгороду какую-то свою индивидуальность, отличающую его от других городов серии. И в то же время всё это подаётся довольно сдержанно, в меру, без аномального разгула фантазии, очень характерного, к сожалению, для современной литературы в стиле пост-ап. И вот этим отсутствием «клюквы», этой сдержанностью в описании постъядерного мира роман мне, как автору-реалисту, ещё больше понравился. Верибельный он какой-то в этом плане. Видимо, автор и правда ОЧЕНЬ любит описываемый им город! Так, что даже в фантазиях постъядерного романа относится к нему крайне бережно. Что же касается героев… Может быть, как мне показалось, чуточку не хватило глубины характеров некоторым из второстепенных (хотя те же «стекольщики» Куль и Юрич выписаны очень ярко и, судя по некоторым моментам, списаны с реальных и крайне позитивных людей). Но все они, без исключения – разные, все – живые, и все – на своём месте. Лишних персонажей в романе просто нет. Если говорить о романе в целом – хорошее, добротное произведение со своими «изюминками», сильными и слабыми (на мой взгляд одно из них – подрастянутый на две главы финал с почти каноничным «героическим уходом в закат» и парой повторений одной и той же рефлексии) сторонами. Но то, что во время «путешествия» по описанным в нём локациям Нижнего Новгорода и его окрестностей напряжение («…сейчас что-то произойдёт, ведь неспроста эти тишина и спокойствие!..») не отпускает практически до самого конца – это правда. Думаю, что роман особенно оценят читатели-нижегородцы и те, кто неплохо знает наш город. И как знать, может быть тоже, как и я, взглянут на него – не чужими, нет! – другими глазами! Ну и не только на него. На себя, друг на друга, на окружающих и близких – тоже.
Новости по теме:
Количество просмотров: 1402 Поделиться с выжившими: |
|