|
![]() ![]() Свора!Пролог!Город семи ветров!Первый роман о БАКУ!Авторы о романе Район ОбетованныйМнение Артура Хмелевского!Картограф о романе Эмбрион. Начало!Слово Леониду Добкачу!Павел Майка отвечает на вопросы!Новый оффлайн!04.07.2016: Картограф о романе "Грань человечности"Пишет news
Леонид Добкач:
«Суровый дом»
Рецензия на «Метро 2033: Грань человечности» Юрия Уленгова «Сибирь! Наконец-то!» — вот такие у меня были первые мысли, когда я узнал локации «Грани человечности». Вообще, «Вселенная Метро 2033» тем и хороша, тем и привлекает меня, что каждый месяц читателя ждёт маленькое географическое открытие. И поскольку формат книги и особенности заданного сеттинга не позволяют расписывать целые страны разом (ну, разве что крошечные, вроде Ватикана), постъядерная Земля сплошь состоит из «терр инкогнита». Среди них — Сибирь, если не считать, конечно, «Увидеть Солнце» да двух рассказов. Ну, и если Дальний Восток, представленный в «За горизонт», приплюсовать сюда. Почему так много романов в серии, а про Сибирь и Дальний Восток мало кто горит желанием писать? Понятно: места далёкие, экзотичные, пустоватые… Да и, как ни крути, Европа популярнее. К счастью, Юрий Уленгов взялся за далёкую «терру инкогнита» и построил на ней замечательный сюжет. Честно говоря, антураж романа волей-неволей навевает ассоциации с романами зарубежных авторов о России. Если не Москва, а Петербург, то Сибирь, бескрайняя и непонятная. И обязательно зима. Даже имя героя, пускай и не заезженное «Иван», но тоже идеально подходит типичному русскому персонажу: Захар. Образ этого самого героя довольно неоднозначен, а судьбу автор слепил ему тяжёлую. Безусловно, через Захара раскрывается заглавие романа и подбрасывает читателю вечные философские вопросы: кто мы? что есть человек? какие поступки стоит совершать, а каких предостерегаться? Если вкратце, мы должны понять, не подглядывая в словари, значение слова «человечность», прочувствовать его, пропустить через себя. Что для меня человечность после прочтения её «Грани…»? Я бы сказал, что это умение заботиться о ближних своих, уживаться с ними, защищать их — в том числе от уродов рода человеческого, тех, кто означенную грань давно или недавно перешёл. Однако ещё человечность — значит понимать, когда от тебя требуется вмешиваться в дела, напрямую тебя не касающиеся, но кажущиеся тебе неправильными, или надо ли тебе наказывать за дела давно минувших дней, не обращая внимания, изменился ли виноватый человек за прошедшее время или нет. Как я сказал выше, образ Захара вышел неоднозначный, и через него автор передаёт суть названия. Главный герой — нелюдимый лесник, отшельник, в довоенном прошлом — несостоявшийся хирург и сиделец. Кстати, последнее оригинально даже для нашей серии, которая через пару месяцев отметит юбилей в семьдесят пять книг. (А если считать польские книги, ещё не вышедшие у нас или вышедшие только неофициально, то давно преодолевшей этот рубикон.) В начале повествования с людьми он контактирует больше с помощью чего-нибудь огнестрельного, нежели вербальными методами. И живёт он так больше пятнадцати лет. Трудно при этом остаться совершенно нормальным человеком. Не зря же мы сами себя называем биосоциальными существами. Нам общество как воздух нужно! И если индивида из него вытащить или же он сам его покинет, он изменится. Изменился и Захар, встал на ту самую грань человечности. Вот только может она проявиться лишь с возвращением к людям. И герой к ним идёт, не всегда понимая, зачем он это делает. В людях разочароваться трудно. Наш мир, благополучно переживший ядерную войну три года назад (ну а что — легко её пережить, раз её не было!), представляет собой не самое приятное сообщество. Лень, лицемерие, ложь — и другие гадкие слова на «л» и не только не дают составить о человечестве высокого мнения. А «Вселенная Метро» ещё и тем хороша, что не только позволяет пережить заново давно прошедшую Эпоху географических открытий, но и увидеть срез общества. Да, местами усреднённый, местами усложнённый или упрощённый, а местами надуманный или же, напротив, продуманный с оглядкой на суровые реалии постапокалипсиса. Человеческие поселения в романе Юрия Уленгова как раз представляют разные пласты нашего общества. Где-то затесались чокнутые рабовладельцы, где-то окопались перевоспитавшиеся зэки. Кто-то собирает дань и ставит себя выше других, а кто-то ухитряется сосуществовать рядом с теми, кого легко можешь поставить на колени, но не делаешь это, потому что ты человек, а не зверь. Я оглядываюсь назад на прочитанный роман и с удивлением понимаю, что самым вменяемым из всех описанных сообществ оказались… не-а, не община сорок седьмой школы, их обязали платить дань. Лагерь старателей. Куда пришли бывшие заключённые. На мой взгляд, это единственное место, куда после всех передряг хочется вернуться. Особенно на месте Захара. Да, и важно отметить, что благодаря многочисленным флэшбекам правду большинства персонажей удаётся понять достаточно, чтобы понять и сложившиеся к 2033 году сообщества. Вообще, история — то, без чего не может обойтись ни одна вещь. Юрию удалось показать, доказать, что придуманные им общины не возникли в день описываемых событий, а существовали и раньше, в них или около них что-то происходило, и вот это описание у автора получилось не менее красочным и интересным, чем основной сюжет. Подозреваю, что продолжение будет несколько неуместным. Тема, заданная названием, раскрыта на «отлично», уточнять необязательно. Вместе с героем мы балансировали на краю, оценивали его поступки (я вот с некоторыми не согласен, а какие-то одобряю, но сам бы так вряд ли поступил), шли в Иркутск. Кто сказал, что современная литература не заставляет задуматься и вообще ни для чего, кроме развлечения, не пригодна? В отношении «Грани человечности» как бы не так! Помимо активных действий роман даёт пищу для размышлений, после него что-то остаётся в голове, и при этом без философских отступлений и глаголения прописных истин прямым текстом. Под обычным постъядерным романом скрывается нечто более серьёзное, взрослое. То, что надо знающему толк в хорошей литературе читателю. И я благодарен автору за то, что он позволил заглянуть в суровый дом главного героя, в книгу о его жизни после ядерной войны. О карте: «Главная цель и мечта „Вселенной Метро 2033“ — описать весь мир. Увы, „белых пятен“ на карте планеты больше, чем исследованных территорий. Одна из таких огромных „терр инкогнито“ — бескрайняя Сибирь. До сих пор были описаны только Новосибирск и Бийск. Ну, и про Омск и Якутск пара слов. Неудивительно, что новость о романе про Иркутскую область я воспринял с энтузиазмом. И теперь с радостью представляю карты региона и его центра. Там иной дух, это суровый край, и выжить в нём непросто. В горниле постъядерной тайги закаляются такие люди, как главный герой романа Юрия Уленгова. Такая книга просто обязана быть в коллекции поклонника нашей любимой серии». Ссылки на карты: vk.cc/55tcLK (Иркутская область)vk.cc/55tcp9 (Иркутск) Количество просмотров: 1863 Поделиться с выжившими: |
|