|
![]() ![]() Свора!Пролог!Город семи ветров!Первый роман о БАКУ!Авторы о романе Район ОбетованныйМнение Артура Хмелевского!Картограф о романе Эмбрион. Начало!Слово Леониду Добкачу!Павел Майка отвечает на вопросы!Новый оффлайн!13.05.2017: Картограф о романе "Переход"Пишет news
Леонид Добкач:
«Мародёр»
Рецензия на «Метро 2033: Переход» Наиля Выборнова
«Белого барса» я читал давно, году ещё в 2013-ом. И как сейчас помню, я оказался под большим впечатлением от этого романа. История о Казани была восточной сказкой, красивой, доброй, но местами всё-таки немножко жестокой. Конечно, позже я прочитал «Мутанта», и он мне понравился даже больше, но всё-таки книгу о сердце Татарстана я тоже люблю. И тем интереснее было вернуться в этот край благодаря новому роману «Вселенной».
С самой аннотации «Переход» противопоставляется «Белому барсу». Роман Наиля можно назвать как угодно, но только не восточной сказкой. Здесь больше жестокости, больше крови, больше мрака. То, что любят обычные читатели серии. И ещё здесь ислам представлен не с таким уж человеческим лицом, как в «Белом барсе». Там он идеализирован, здесь материалистичен. И определяет видимый сюжет.
Когда я говорю «видимый сюжет», я имею в виду события. Между двумя сильнейшими «сверхдержавами» Набережных Челнов разворачивается война, и от неё никак не отмахнуться. А главный герой не нюня и не слабак. Он мародёр, добытчик. Его жизнь — борьба, и война переходов для него всего лишь невосполнимая потеря для человечества, кто бы там ни победил.
Но есть ещё один слой в романе. Я его долго не замечал, и только откровение автора позволило мне прозреть. «Переход» — больше, чем роман о войне выживших. Помимо Нельсона ключевым персонажем можно назвать Карину. Их отношения не просты, в чём-то, может быть, даже осторожны и по-своему трогательны. Если отереть кровь сражений, сюжет явит миру любовную историю.
И всё-таки стрельбы, драк и всего такого в романе хватает. Тут я хотел бы заметить, как автор описывает динамику боя. Он выписывает каждое движение со знанием дела. Достаточно запомнить, как подано то или иное столкновение, и можно воспроизвести его с точностью до используемого оружия. Если бы кто-то решил экранизировать «Переход», с постановкой боёв проблем не возникло бы. В этом Наиль показал себя большим молодцом.
Теперь хотелось бы разобрать название романа. Как правило, это самая важная часть произведения. Оно — маркер, оно — максимально сжатое отражение сюжета. Название «Переход» можно обыграть по-разному. В Набережных Челнах 2033 года подземные переходы оборудованы гермозатворами, там есть фильтры, на складах — оружие и пропитание. Почти станции метро, только до поверхности всего ничего. К счастью, город бомбили слабо, фон не так уж высок, и мутаций среди выживших мало. Но почему тогда роман называется не «Переходы»? В центре сюжета как минимум два ключевых перехода. Может быть, «переход» значит «путь»? Я не заметил обыгрывания такой трактовки названия в тексте, но сам переход как путь был. Но он лишь средство, а не ядро сюжета. А может быть, «переход» — это «изменение»? Переход от одних чувств к другим или переход перехода из одних рук в другие? Вот это уже кажется более правдоподобным. Но оставлю рассуждения о смысле названия тем, кто придёт после.
Вернусь к персонажам. Сейчас модно выписывать неоднозначных, «серых» героев. У Наиля главные герои этой моде, с некоторой натяжкой, соответствуют. Нельсон умеет убивать и делает это постоянно, чтобы выжить. Он антигерой. Карина… О ней лучше читать. И всё-таки оба персонажа тяготеют к «белому», к добру. Другие персонажи выписаны всё-таки в чёрно-белой гамме, полутонов нет или почти нет. Мне это нравится, мода на неоднозначных персонажей меня раздражает, но за всех читателей не скажу. Важнее другое: все действующие лица получились живыми. Кто-то вызывал раздражение, кто-то неприязнь, кто-то — тень симпатии. Милых, белых и пушистых персонажей вы здесь не найдёте. Даже если их можно отнести к Добру. Собственно, в мире после ядерной войны их найти чертовски трудно. Так что Наиль описал героев так, как должен был, и у него это получилось.
Где-то в этом месте я люблю выявлять отсылки к другим романам серии, но если не считать условного противопоставления «Белому барсу», связей с другими книгами тут не найдёшь.
Кроме одной, но она больше с «Метро 2033» повязана. Ну, может, с натяжкой можно прикрутить к «Питеру» и «Работе над ошибками», но делать я этого, конечно, не буду. «Переход» можно читать отдельно от других книг, катастрофы не будет.
Что же мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем вполне самостоятельный роман с хорошей боёвкой, любопытными рассуждениями о последствиях ядерно-бактериологической войны и ненавязчивой любовной линией. Думаю, «Переход» придётся по душе практически всем читателям «Вселенной», и его ждёт успех.
Комментарий к карте: «Никто из вас не заметил тонкую иронию, сквозящую в карте, я уверен. В романе названия переходов сопровождаются кавычками. А на карте их нет, отчего кажется, будто это названия станций метро (Театральная, Молодёжная…), хотя его-то как раз в Набережных Челнах и нет.
А ещё на карте гораздо больше информации, чем в романе, а благодаря внимательности автору, некоторые переходы указаны правильнее, чем в тексте.
Читайте роман — и прямо на ваших глазах мир Набережных Челнов начнёт меняться!»
Ссылка на карту: https://vk.com/photo-12698764_456243164
Количество просмотров: 1204 Поделиться с выжившими: |
|